Владимир Солоухин «Последняя ступень»

В.Солоухин Последняя ступеньВладимир Солоухин «Последняя ступень», Собрание сочинений в пяти томах, Том пятый,  Москва, Русский мир, 2007, 624 стр.

После четвертого тома солоухинского собрания сочинений, прочитанного года три назад, пришло время и для пятого. В том вошли документальные повести «Последняя ступень» и «Соленое озеро», а также маленькие эссе из цикла «Камешки на ладони».

«Последняя ступень» — важная книга в моей жизни. Впервые я прочел ее в другом издании спустя некоторое время после первой публикации в середине 1990-х. А написана она была еще в 1976 году. И вот новый заход. Думаю, эта книга может быть интересна всем, жившим в советское время, и прошедшим через такую же трансформацию, которую пережил автор. Похожую трансформацию от человека «советского» в человека «антисоветсткого», в свое время пережил и я. Много с тех пор утекло воды, многое забылось, но книга Солоухина является прекрасным напоминанием об  этапах, или, как пишет автор, ступенях, по которым прошло все наше общество, и которые, в конечном счете изменили Россию. Ее новая физиономия многим, и мне самому, в том числе, во многом неприятна, но больна она уже совсем другими болезнями, на ней проступают новые родимые пятна, которые необходимо лечить. Правда это уже совсем другая история. Наверное нас ждет новая лестница, которую придется пройти всю, до последней ступени.

Самое же огорчительное в этой повести Солоухина — так это ее конец, с беспричинными и грубыми нападками на друга писателя Илью Сергеевича Глазунова. Ну, да Бог ему (Солоухину) судья! Вот уж действительно «прекрасная книга с ужасным концом».

Вторая документальная повесть пятого тома «Соленое озеро», писалась уже в угаре перестройки. Она отличается ужасающей неряшливостью как в плане стиля, так и в структурном отношении. Солоухин накидал в нее разномастные куски взятые из энциклопедических словарей и справочников, свои переводы хакасского фольклора, каких-то студенческих сочинений и курсовых работ, второстепенных исторических документов. А во всю эту окрошку добавил еще малопроверенных, а то и явно преувеличенных «фактов», знакомство с которыми оставляло лично у меня чувство досады. Ну, вот, например: «А всего сожжены на Тамбовщине тысячи, если не десятки, не сотни тысяч сел». Если учесть, что в начале 1920-х во всей Тамбовской губернии проживало 2,7 млн. человек, то сотни тысяч сожженных сел это сильно! Трагедия Антонова и Тамбовского восстания не требует такой гиперболизации, которую допускает Солоухин. То что творили большевики в тех краях и так находится за гранью добра и зла. Но такие эмициональные перехлесты, которые допускает автор, скорее уведут современного читателя в сторону, не дадут ему по-настоящему почувствовать ужас совершавшегося.

Завершают том чудесные «Камешки на ладонях» — лучшее из прочитанного мною у этого писателя и, даже, может быть, лучшее в жанре литературных миниатюр в целом, если смотреть на прозу России ХХ века. «Камешки» можно читать и перечитывать бесконечно!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Заполните все поля, чтобы оставить отзыв. Ваш email не будет опубликован.

Войти