Катаев Валентин «Трава забвенья»

Катаев Валентин «Трава забвенья», — Москва, Вагриус, 2007, 416 стр.

А хороший писатель Катаев! Сначала для меня это было неочевидно. Слишком уж его творчество заслонялось статусом — статусом советского «литературного генерала», а также, мягко скажем, неоднозначными поступками, ставшими, увы, частью его образа. В прошлой жизни, которую называют детством, были у меня его «Сын полка» и «Белеет парус одинокий». А теперь вот взялся за мемуарную прозу и не пожалел. Проза эта странная. А для своего времени (1960-1970-х) еще и необычная по форме.

Но не зашифрованность персонажей, в большинстве своем легко угадываемых, не мемуарные подробности, присутствующие в воспоминаниях и других писателей, делают «Траву забвенья» и «Алмазный мой венец» значительными литературными явлениями. Написанные талантливо, они представляют собой взгляд художника на 1920-е — ранние 1930-е годы. В этих широких мазках, не всегда даже до конца фактологически достоверных, эпоха показана лучше, чем у многих дотошных мемуаристов или ученых мужей, обеспечивших свои труды ссылками на массу исторических документов.

От этих двух произведений остается именно ощущение — ощущение того странного времени, когда молодое поколение, к которому принадлежал и Катаев, без особого сожаления расставалось с прошлым. Вспомним эпизод, когда «Пчелкин» (Катаев) после смерти отца избавляется от всех его вещей, выкидывая, в том числе, и портрет собственной матери. В новую жизнь они хотели вступать освобожденными от всех прежних чувств и предметов. «Впервые мы почувствовали себя освобожденными от всех тягот и предрассудков старого мира, — пишет Катаев, — от обязательств, семейных, религиозных, даже моральных; мы опьянели от воздуха свободы» (стр. 102). На этой почве действительно проросла новая яркая литература — Маяковский, Олеша, Бабель, Ильф и Петров, Багрицкий и др. На этой почве пророс и тот политический проект, который называют советским строем. Но воздух свободы, спустя всего десятилетие, сгустился до уровня чудовищной несвободы, и в этом тоже, наверное, закономерный итог выбора, который сделало это поколение.

А еще Катаеву отдельное спасибо за портрет Бунина в «Траве забвенья», учеником которого Валентин Петрович был, и которого, несмотря на кардинально разошедшиеся пути, продолжал всю жизнь искренне любить.

В заключение скажу только, что издавать мемуарный цикл Катаева не снабдив его комментариями, как это сделал «Вагриус» в данном издании, совершенно недопустимо. Слава Богу, что есть Интернет, где я разыскал отличное исследование М.Котовой и О.Лекманова «В лабиринтах романа-загадки», представляющее из себя подробнейший комментарий к «Алмазному венцу». Это исследование по своему объему едва ли не больше самого произведения, но однозначно стоит того, чтобы читать его параллельно главному тексту.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Заполните все поля, чтобы оставить отзыв. Ваш email не будет опубликован.

Войти