Бондарев Юрий «Повести», — Москва, 1973

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Бондарев Юрий «Повести», — Москва: «Современник», 1973.

Твердый переплет, 400 стр. Хорошее состояние, повреждения суперобложки.

Автограф автора на титульном листе: «Анатолию Сергеевичу Елкину — с пожеланием всех благ и всяческого добра. Ю.Бонд[арев]. 2 ноября 73 г.». 

Аннотация к книге: В сборник входят две повести о Великой Отечественной войне. Повесть «Батальоны просят огня» — о героизме и мужестве бойцов и командиров, первыми переправившихся на правый берег Днепра и ведущих там с фашистами трудный неравный бой. Повесть «Последние залпы» — о тяжелых сражениях, которые вели наши войска с фашистами и захватчиками на польской земле.

Адресат автографа — А.С. Ёлкин (1929-1975), русский журналист и литературовед, автор биографической книги «Луначарский» (в серии ЖЗЛ), литературной пародии «Тайна профессора Серебрякова», книг «Айсберги над нами», «Атомные уходят по тревоге», «Одна тропка из тысячи», «Арбатская повесть», «Ярослав Галан» и др.

 

ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ ЧЛЕН КПСС

Ана­то­лий Ёл­кин был страш­но та­лант­ли­вым кри­ти­ком. Но его по­гу­би­ли жут­кая дис­цип­ли­ни­ро­ван­ность и вер­ность оди­оз­ным чи­ну­шам.

Ана­то­лий Сер­ге­е­вич Ёл­кин ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1929 го­да в Ле­нин­град­ской об­ла­с­ти, в го­ро­де Ло­дей­ное По­ле. Его отец до ре­во­лю­ции сле­сар­ни­чал, в граж­дан­скую вой­ну стал крас­ным ко­мис­са­ром, по­том вы­учил­ся на ин­же­не­ра-ко­раб­ле­с­т­ро­и­те­ля и впос­лед­ст­вии за­нял долж­ность за­ве­ду­ю­ще­го про­мы­ш­лен­ным от­де­лом Мур­ман­ско­го гор­ко­ма пар­тии.

Би­о­гра­фия Ана­то­лия Ёл­ки­на по­на­ча­лу раз­ви­ва­лась очень глад­ко. Сра­зу по­сле шко­лы он по­сту­пил на жур­фак в Ле­нин­град­ский уни­вер­си­тет, по­том ос­тал­ся в ас­пи­ран­ту­ре, всту­пил в пар­тию и в 1955 го­ду за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию о судь­бе за­пад­но-ук­ра­ин­ско­го пуб­ли­ци­с­та Яро­сла­ва Га­ла­на, по­сле че­го его взя­ли стар­шим ре­дак­то­ром в из­да­тель­ст­во «Со­вет­ский пи­са­тель».

В 1957 го­ду все­силь­ный зять Ни­ки­ты Хру­щё­ва – Алек­сей Ад­жу­бей с по­да­чи Юрия Во­ро­но­ва при­гла­сил мо­ло­до­го и очень спо­соб­но­го фи­ло­ло­га к се­бе в «Ком­со­моль­скую прав­ду», на­зна­чив его на важ­ную долж­ность за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом ли­те­ра­ту­ры. В га­зе­те Ёл­кин очень сбли­зил­ся с воль­но­лю­би­вым про­за­и­ком Ана­то­ли­ем Гла­ди­ли­ным. Они по­том вме­с­те по ука­за­нию се­к­ре­та­ря ЦК ком­со­мо­ла Ле­на Кар­пин­ско­го «от­кры­ли» для чи­та­ю­щей Рос­сии Но­вел­лу Мат­ве­е­ву. «Сти­хов у Но­вел­лы бы­ло мно­го, – вспо­ми­нал спу­с­тя го­ды Гла­ди­лин, – но поч­ти в каж­дом со­сед­ст­во­ва­ли за­ме­ча­тель­ные строч­ки и от­кро­вен­ная гра­фо­ма­ния. Гра­фо­ма­нию мы с Ёл­ки­ным жё­ст­ко вы­ре­за­ли, мон­ти­ро­ва­ли хо­ро­шие ку­с­ки и сти­хи под­би­ра­ли так, чтоб все­го бы­ло в ме­ру – ли­ри­ки, при­ро­ды, ис­то­ри­че­с­ких экс­кур­сов <…> Ёл­кин со­чи­нил Но­вел­ле со­от­вет­ст­ву­ю­щую би­о­гра­фию. Нель­зя бы­ло пи­сать, что Но­вел­ла – дом­ра­бот­ни­ца в се­мье во­ен­но­го, что у неё нет да­же че­ты­рёх­лет­не­го об­ра­зо­ва­ния… У Ёл­ки­на Мат­ве­е­ва ра­бо­та­ла в кол­хо­зе па­с­туш­кой, шко­лу ос­та­ви­ла по бо­лез­ни, но чи­та­ла мно­го книг, а уро­ки на до­му ей да­ва­ла ма­ма» (А.Гла­ди­лин. Ули­ца ге­не­ра­лов. М., 2008).

Но ров­но че­рез пол­го­да по­сле бле­с­тя­ще­го де­бю­та Мат­ве­е­вой в «Ком­со­мол­ке» Ёл­кин пер­вым же сво­е­го при­яте­ля «сдал». Слу­чи­лось это сра­зу по­сле по­яв­ле­ния в жур­на­ле «Мо­ло­дая гвар­дия» гла­ди­лин­ской по­ве­с­ти «Пес­ни зо­ло­то­го при­ис­ка». Эта вещь чем-то не уго­ди­ла Ма­га­дан­ско­му об­ко­му пар­тии. Боль­ше­ви­ки Ко­лы­мы по­жа­ло­ва­лись Хру­щё­ву. И «Ком­со­мол­ке» да­ли за­да­ние оса­дить за­рвав­ше­го­ся ли­те­ра­то­ра.

В га­зе­те дол­го ду­ма­ли, ко­му бы по­ру­чить ис­пол­не­ние пар­тий­но­го за­ка­за. Глав­ный ре­дак­тор «Ком­со­мол­ки» Во­ро­нов не хо­тел под­став­лять Ёл­ки­на, зная, что тот с Гла­ди­ли­ным при­ятель­ст­во­вал. Но Ёл­кин сам по­лез на ам­б­ра­зу­ру, ре­шив, ви­ди­мо, вы­слу­жить­ся. Поз­же Гла­ди­лин рас­ска­зы­вал: «То­ля Ёл­кин по­зво­нил мне по­зд­но ве­че­ром до­мой и сдав­лен­ным го­ло­сом (я по­ни­маю, что он ри­с­ко­вал) ска­зал: «Толь, ни­че­го не мо­гу сде­лать. Я тя­нул, как толь­ко мог, – ни­че­го не мо­гу сде­лать, из­ви­ни». На сле­ду­ю­щий день я по­ку­паю «Ком­со­моль­скую прав­ду», и там боль­шая ста­тья мо­е­го друж­ка под за­го­лов­ком «В пле­ну очер­ни­тель­ст­ва» (или «В кри­вом зер­ка­ле…», я сей­час не по­мню). В ста­тье тол­ко­во разъ­яс­ня­ют, как я ок­ле­ве­тал ра­бо­чий класс, как по­сме­ял­ся над бри­га­дой ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го тру­да, ис­ка­зил жизнь, не по­нял, не ра­зо­брал­ся… Сло­вом, пол­но­вес­ная по­гром­ная ста­тья».

Гла­ди­лин счи­тал, что Ёл­кин был бес­хре­бет­ным че­ло­ве­ком, склон­ным к вы­пив­ке. «Ему при­ка­зы­ва­ли ру­гать – он ру­гал. Ему при­ка­зы­ва­ли хва­лить – он хва­лил, при­чём с удо­воль­ст­ви­ем».

Но из «Ком­со­мол­ки» Ёл­ки­на уб­ра­ли в 1962 го­ду не по при­чи­не бес­прин­цип­но­с­ти, а из-за ба­наль­но­го пьян­ст­ва. Вы­пав из но­мен­к­ла­тур­ной обой­мы, кри­тик не­сколь­ко лет вы­нуж­ден был за­ни­мать­ся сна­ча­ла ре­дак­ту­рой вся­кой че­пу­хи в из­да­тель­ст­ве «Про­гресс», а по­том об­зо­ра­ми за­нуд­ных ро­ма­нов о ра­бо­чем клас­се в га­зе­те «Труд». Вновь на­верх Ёл­ки­на вы­та­щи­ли Иван Стад­нюк и Ми­ха­ил Алек­се­ев. С по­да­чи этих лит­ге­не­ра­лов кри­тик в 1966 го­ду стал глав­ным ре­дак­то­ром со­вер­шен­но без­ли­ко­го из­да­тель­ст­ва ДО­СА­АФ, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ше­го­ся на вы­пу­с­ке псев­до­па­т­ри­о­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры об ар­мии. А ещё че­рез два го­да Алек­се­ев сде­лал его сво­им за­ме­с­ти­те­лем в жур­на­ле «Моск­ва». В бла­го­дар­ность Ёл­кин по­том на­пи­сал о сво­ём без­дар­ном ше­фе ком­пли­мен­тар­ную мо­но­гра­фию.

Тог­да же Алек­се­ев под­го­то­вил поч­ву для вступ­ле­ния кри­ти­ка в Со­юз пи­са­те­лей. Ре­ко­мен­да­ции ему да­ли Люд­ми­ла Ско­ри­но, Ар­ка­дий Ва­си­ль­ев и Яро­слав Сме­ля­ков. «Пи­шет Ёл­кин, – от­ме­чал в 1971 го­ду пар­тий­ный над­зи­ра­тель за де­я­тель­но­с­тью Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Ва­си­ль­ев, – как пра­ви­ло, хо­ро­шо, ос­т­ро­ум­но, за­ди­ри­с­то. По­след­нее – при­чи­на то­го, что­бы его ста­тьи не для всех при­ем­ле­мы бе­зо­го­во­роч­но. Его ста­тьи – это все­гда зна­ние пред­ме­та, по­ле­мич­ность, ос­т­ро­та по­ста­нов­ки во­про­са <…> Уве­рен, что он, бу­ду­чи чле­ном Со­ю­за, при­не­сёт мно­го поль­зы на­шей ор­га­ни­за­ции, как про­за­ик и как зна­ток ли­те­ра­ту­ры, и как дис­цип­ли­ни­ро­ван­ный член КПСС».

Но в ка­кой-то мо­мент Ёл­ки­ну ста­ло тес­но в рам­ках ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. Ему всё боль­ше не да­ва­ли по­коя вос­по­ми­на­ния о про­ве­дён­ных на Коль­ском по­лу­ос­т­ро­ве дет­ст­ве и юно­ше­ст­ве. Ведь на его гла­зах за­кла­ды­вал­ся атом­ный под­вод­ный флот. Там он взял­ся за ро­ман «Атом­ные ухо­дят по тре­во­ге».

Умер Ёл­кин 29 ап­ре­ля 1975 го­да в Моск­ве.

Вячеслав ОГРЫЗКО

Войти