Долматовский Евг. «Годы и песни», — Москва, 1963

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Долматовский Евг. «Годы и песни», — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1963, 144 стр.

Твердый переплет. Хорошее состояние.

Автограф автора на титуле: «Славному и дорогому другу Вано Мурадели. Евг. Долматовский. 12.VIII.63 г.».

В книгу вошли стихи и песни разных лет. В том числе знаменитые: «Любимый город» («В далекий край товарищ улетает…»), «Моя любимая», «Эх как дожить бы…» (Ты ждешь Лизавета, / От друга привета…»), «Случайный вальс» («Ночь коротка, / Спят облака…»), «Попутная песня» («С боем взяли мы Орел, / Город весь прошли…»), «Если бы парни всей земли…», «Воспоминание об эскадрильи «Нормандия» («Я волнуюсь заслышав французскую речь…»),  «Комсомольцы-добровольцы», «Школьные годы», «Все стало вокруг голубым и зеленым…», «Вот так и живем» (А годы летят, наши годы, как птицы летят…») и др.  Тираж 50.000 экз.

Адресатом автографа является известный композитор Вано Ильич Мурадели. 

Вано Мурадели родился 6 апреля 1908 г. в Гори. Музыкальное образование получил в Тбилисской консерватории (у С. Бархударяна и М. Багриновского) и Московской (у Н. Мясковского и Б. Шехтера). Первые значительные успехи композитора связаны с песнями и романсами (в частности, на стихи А. Пушкина — к столетию со дня смерти поэта). Новые грани своего дарования Мурадели обнаружил в первой симфонии, посвященной памяти С. М. Кирова (1937—1938). Вторая симфония создана композитором в конце Великой Отечественной войны. Ее тема — победа советского народа над фашизмом. Оба произведения выявили тяготение автора к монументальности форм, героике, мужественному лиризму в жанре многочастного симфонического цикла. Это же тяготение Мурадели к героике и эпике в жанре крупных форм определило сочинение двух опер композитора — «Великая дружба» (1947) и «Октябрь» (1964).

Имя Мурадели получило широкую огласку в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года об опере «Великая дружба», в котором он (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем и рядом других композиторов) был причислен к формалистам. После смерти И. В. Сталина и выхода в печать Постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 года об исправлении ошибок в оценке оперы «Великая дружба» и ряда других произведений был восстановлен на работе в Союзе композиторов СССР, с 1959 года возглавял его Московское отделение. В 1960 году он становится секретарем правления СК РСФСР, с 1968 года — секретарь правления Союза композиторов СССР. В марте 1966 года подписал письмо 13-ти деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

Особо следует выделить песенное творчество Мурадели. Им написано более трехсот песен, многие из которых приобрели широкую популярность как у нас в стране, так и за рубежом (например, «Гимн Международного союза студентов» на слова Л. Ошанина, «Песня борцов за мир» на слова В. Харитонова, «Бухенвальдский набат» на слова А. Соболева, «Партия — наш рулевой» на слова С. Михалкова, «Россия — Родина моя!» на слова В. Харитонова). Кроме того, Мурадели принадлежат сочинения для духового оркестра, обработки различных народных песен, а также музыка ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. В сфере глубоких творческих интересов Мурадели — произведения для хора, преимущественно а capella, среди которых следует отметить «Ответ на послание Пушкина» и «Десять музыкальных картин» Для детского хора. Мурадели — автор музыки двух оперетт. Первая, «Девушка с голубыми глазами» (либретто В. Вшшнкова и В. Крахта), впервые поставлена 25 марта 1966 г. в Свердловске. Вторая, «Москва — Париж — Москва», созданная композитором при участии тех же либреттистов, посвящена 50-летию Ленинского комсомола. Премьера спектакля — в Ростове-на-Дону 15 октября 1968 г. В. И. Мурадели скончался 14 августа 1970 г.

В сборнике «Годы и песни» Евгения Долматовского есть несколько песен, автором музыки к которым является В.Мурадели:  «Здравствуй будущее» (стр. 67), «Песня космонавтов» (стр. 72-73), «Ленин с нами» (стр. 74),

Войти