Либединская Лидия «С того берега», — Москва, 1980

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Либединская Лидия «С того берега. Повесть о Николае Огареве», — Москва: Политиздат, 1980.

Твердый переплет, уменьшенный формат, 360 стр. Состояние хорошее.

Книга вышла в серии «Пламенные революционеры». Первое издание.

Автограф автора на титуле: «Дорогому Георгию Иосифовичу на память о прекрасной Югославии с пожеланиями выпустить еще много-много книг. Л.Либединская. 20 июня 1980 г.». Информацию об адресате автографа см. ниже.

Аннотация к книге: Лидия Либединская – автор книг “Зеленая лампа”, “Воробьевы горы”, “Герцен в Москве”, “Жизнь и стихи”, “Последний месяц года” и других. Новая ее книга рассказывает о жизни и деятельности замечательного русского поэта, друга и соратника Герцена, революционера Николая Огарева. Перед читателем проходит сложный, исполненный борьбы и гонений жизненный путь Огарева, его нелегкая личная судьба. Воспитанный на идеях декабристов, Огарев с юности посвящает себя революционной борьбе, он является инициатором издания знаменитого “Колокола”. Автор рисует целую галерею портретов современников Огарева, людей, принадлежащих к разным политическим лагерям, что позволяет полно и разносторонне показать характер главного героя, его роль в общественной жизни России тех лет, заслуги в деле революционной пропаганды.

Адресат автографа — Гуревич Георгий Иосифович (11.04.1917, Москва — 18.12.1998, Москва) — русский писатель-фантаст, критик, один из ведущих авторов послевоенной НФ, Лауреат премии имени И. Ефремова (1987). Гуревич — исследователь научной фантастики, один из пропагандистов советской науки, отдавший ей без малого полвека. Свыше полутора миллионов экземпляров — таков тираж изданных книг автора.

Георгий рос, по словам П. Амнуэля, нормальным еврейским вундеркиндом: в 4 года научился читать и писать, создал свою первую нетленку «Конь Хробрец». Много лет спустя тяга мальчика к лошадям нашла себе применение — в армии он был зачислен в кавалерийский полк. Отец Георгия был архитектором, и сам Гуревич, закончив среднюю школу, учился в архитектурном институте. П. Амнуэль пишет: «Георгий был уверен в том, что, проектируя новые дома, он сумеет приблизить будущее, о котором думал все время. Оказалось же, что архитектура — это рисунок, это линии, это вовсе не будущее, а скорее прошлое. Доучиваться Гуревич не стал — тем более, что уже понимал, чего он хочет на самом деле: писать.» Он пишет стихи, поэмы, рассказы о путешествиях.

С 1939 Георгий в Красной армии, участник Великой Отечественной войны — кавалерист, минометчик, электрик, сапер. Награжден медалями. Демобилизовавшись в ноябре 1945, он заочно окончил Всесоюзный индустриальный институт в 1946 г., работал инженером-строителем. Писал очерки и рассказы о спорте, потом увлекся НФ — Г. Уэллсом, В. Орловским, журнальными публикациями. Георгий несколько лет записывал мысли о будущем науки в тетрадь, обрабатывал сведения, систематизировал их. Просматривая тетрадку, Гуревич нашел идею для первого фантастического рассказа — «Человек-ракета» (1946, с Георгием Ясным), герой которого изобрел чудодейственный препарат «украинол», позволявший бегуну развивать огромную скорость и никогда не уставать. Рассказ исполнили по радио, затем опубликовали в журнале «Знание-сила». Родился писатель-фантаст Георгий Гуревич. Сквозной темой творчества Гуревича станет увеличение физических и творческих возможностей человека, овладение временем, жизнью — борьба со старением, возвращение молодости, возможность прожить несколько жизней волновали его как фантаста и популяризатора науки до конца жизни. Гуревич работал на радио, сотрудничал в журналах, участвовал в первом издании «Детской энциклопедии». С 1957 г. Гуревич — профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР. В соответствии с требованиями времени молодой автор отдал дань «теории ближнего прицела» и пропагандируемым в сталинскую эпоху научным, а на деле антинаучным идеям покорения природы.

В ранних повестях писателя, как указывают В. И. Борисов и А. П. Лукашин, основу сюжета составляет фантастическое изобретение и открытие: в повести «Погонщики туч» (1948) описаны работы по управлению погодой — с помощью тучепроводов вода доставляется в засушливые степи, в «Тополе стремительном» (1951) это метод выведения породы быстрорастущих деревьев, в «Инее на пальмах» (1951) — производство нетающего льда (в мирных целях в СССР и в агрессивных — на Западе), во «Втором сердце» (1955) — достижения трансплантации, в «Прохождении Немезиды» (1957) — предотвращение столкновения Земли с планетой, залетевшей в Солнечную систему и оказавшейся кораблем иной цивилизации, владеющей астроинженерией, в «Подземной непогоде» (1956) — управление тектоническими процессами. Самое крупное произведение Георгия этого периода — роман «Рождение шестого океана» (1960), в котором очередное фантастическое открытие — электричество без проводов — передача энергии по ионосфере, канал к которой с земли пробивается пучком частиц высоких энергий из портативного ускорителя — совершается на фоне остросюжетной международной интриги.

Запуск первого спутника вызвал к жизни множество рассказов, посвященных освоению космоса в близком будущем. Гуревич пишет повести и рассказы «Инфра Дракона» (1958), «Первый день творения» (1960), «Функция Шорина» (1962), «Пленники астероида» (1962), «Мы — с переднего края» (1962) и другие, впоследствии объединенные в масштабный роман-утопию «Мы — из Солнечной системы» (1965) . Герои будущего заняты бурной планетарной инженерией, преобразованием Солнечной системы, вторгаются в атомарное строение вещества, создают идентичных двойников человека, вплотную подошли к решению проблем бессмертия, демографии — на Земле живет 100 миллиардов человек. Вместе с тем, представляет интерес многолетняя разработка писателем темы бессмертия, начатая статьей-гипотезой «Сколько мы будем жить?» (1959), в которой речь идет об изменении «программы развития» человека с целью устранения старости и смерти; герой рассказа «Игра в «ничего не выйдет» (1964) мечтает об изменении человека при продолжительности жизни в 1000 лет, периодическом омолаживании человека, его красоте.

Цикл из четырех повестей «На прозрачной планете» (1963) писался 10 лет и связан с описанием научных открытий — с внедрением новых методов геологоразведки — автоматов-разведчиков («Наш подводный корреспондент», «Приключения машины», 1956, 1963), просвечивающих горные породы излучений («На прозрачной планете», 1963), с предсказанием извержений и овладением энергией вулканов («Подземная непогода» 1956), с темой спасения Калифорнии от разрушительного землетрясения («Под угрозой», 1963).

Начиная со 2-й половины 60-х Гуревич, как пишет Борисов, переходит к более «мягкой» (гуманитарной) НФ, делая особый упор на психологию, социологию (сборники «Месторождение времени», 1972; «Нелинейная фантастика», 1978; «Только обгон», 1985; «Учебники для волшебника», 1985; «Ордер на молодость», 1990). Они напоминают больше конспекты ненаписанных книг. Понимая ограниченность сил и времени, Георгий вмещает в пару десятков страниц содержание не одной книги. В то же время писатель продолжает достраивать свою галерею сверхчеловеков, обладающих фантастическими способностями: телепатией в «Опрятности ума» (1970), способностью бесконечно деформировать собственное тело в повести «Когда выбирается «я» (1972), ускорением сигналов в нервной системе — в рассказе «Месторождение времени» (1972). Еще в повести «Делается открытие» (1978) герои на протяжении века создают науку управления ходом времени — «темпорологию», а в романе «Темпоград» (1980) описана работа уже целого научного городка, живущего в ускоренном времени и справляющегося с проблемами, требующими срочного решения. Герой романа «В Зените» (сокращенный вариант — «Приглашение в зенит», 1972; дополнен в 1985) по приглашению представителя внеземной цивилизации совершает далекое космическое путешествие. Удивительный мир Звездного Шара, увиденный глазами получившего приглашение «в зенит» писателя, это не только блистательный калейдоскоп НФ идей и технологий, по мнению Лукашина, но и несколько концентрированных моральных уроков. По некоторым источникам история яхты Здарга из романа может читаться как «повесть с ключом», отражающая взаимоотношения в среде фантастов Москвы 60-х. Человеческий тип, который представлял Гуревич, легко увидеть в явно имеющем автобиографический характер рассказе «Чудак-человек» (1985). Энциклопедизм и склонность к экстраполяции, к прогнозу, нетерпение, заставляющее приносить в жертву количеству проработку НФ идей и характеров. И — жадное внимание к людям, умение радоваться чужим успехам, что явно сказывалось в его отношениях с молодыми фантастами. Он был одним из руководителей семинара молодых фантастов (Москва), несколько раз руководил группой на семинаре в Малеевке. Участник II Ефремовских чтений (1989).

Гуревич является также автором книг об истории НФ, ее темах и перспективах. «Карта Страны Фантазии» (1967), формально посвященная кинофантастике (и первая на эту тему) книга, стала вдумчивым и интересным анализом литературной фантастики, ее художественных отличий, ее разновидностей. «Беседы о научной фантастике» (1982) — книга для школьников. Сжатое изложение истории развития НФ соседствует в ней с анализом ее поэтики и своеобразия. Гуревич — автор научно-популярных книг «Полет на Луну» (1955), «Неведомое на вашу долю» (1975), «Птица будущего» (1979); создатель научно-художественных книг о возможных направлениях развития наук — «Лоция будущих открытий» (1990). Систематизируя многообразие научного знания, Г. пытается предсказать на основе табличного представления фактов и тенденций (ценные рекомендации дал ему в этом направлении, по свидетельству самого автора, академик И. В. Петрянов-Соколов) будущие открытия и направления научного поиска. За вклад в развитие фантастиковедения Г. награжден призом им. И. А. Ефремова (1987).

Пятьдесят лет творческого пути в НФ сделали книги Гуревича поистине художественной летописью развития русской фантастики. В декабре 1998 года на 82-м году жизни он ушел от нас. Произведения Гуревича переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский.

© По материалам статей критиков А. П. Лукашина, В. И. Борисова, Е. В. Харитонова, эссе П. Амнуэля

Войти