Раскин А. «Очерки и почерки», — Москва, 1959

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Раскин А. «Очерки и почерки. Пародии. Фельетоны. Эпиграммы», — Москва: Советский писатель, 1959.

Первое издание. Твердая обложка, увеличенный формат, 132 стр. Состояние близкое к отличному.

Автограф автора на форзаце: «Я.А. Хелемскому, на добрую память о нашей совместной общественной деятельности в Переделкине, Малеевке и Правлении Ж.С.К., дружески. А.Раскин. P.S. Смеха, переходящего в насморк, я не забуду никогда. А.Р. Москва, 1959 г.».

Тираж: 20.000 экз.

Адресат автографа:

ХЕЛЕМСКИЙ Яков Александрович (1914-2003) Русский советский поэт, прозаик, переводчик. Жизнь поэта, начавшаяся накануне Первой мировой войны, охватила целую эпоху, в которой уместился весь СССР. Его творческая деятельность в русской литературе продолжалась более 70 лет.

Яков Хелемский родился 18 (31) января 1914 года в городе Васильков Киевской области (Украина). Детство и раннюю юность провел в Киеве. В начале тридцатых годов переехал в Москву, работал в редакциях столичных газет.

Хелемский – поэт-фронтовик. Был военным журналистом, не понаслышке знавшим, что такое передовая. Участник Освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года, Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны. Перед Великой Отечественной работал в редакции «Комсомольской правды» и учился в ИФЛИ (Институте философии, литературы и истории), который из-за войны не окончил. Ушел на фронт добровольцем, хотя являлся белобилетником, и в качестве военного корреспондента прошел путь от Ельца до Кенигсберга. В самый тяжелый момент войны (1942) вступил в Коммунистическую партию.

Яков Хелемский печатался с 1931 года и как поэт, и как прозаик. Первая книга его рассказов «Летучая арка» появилась в 1934 году, первый поэтический сборник “По Орловской земле” — в военном 1944 году. С 1945 года Хелемский – член Союза писателей СССР, впоследствии – член редколлегии журнала «Знамя»

В дальнейшем поэт выпустил выпустил около 20 лирических сборников: В пути (1948); Встречи друзей (1955); Ветераны (1957); Там, где ты прошел (1957); Середина лета (1960); Улица Луны (1964); Неприкосновенный запас (1965); Вторая половина дня (1967); Лирика (1968); Листва (1972); Из года в год (1973); Избранные стихотворения (1974); Четвертая ступень (1977); В начале седьмого… (1981); Избранное (1983); Поздние беседы (1986); Тревожная тетрадь (1996); В половине девятого (2000); «Московское произношение» (2002). Стихи и переводы Хелемского печатались в журналах «Знамя», «Юность», «Новый мир», «Арион».

Яков Хелемский — автор многих популярных песен. Среди них — «Когда поет далекий друг», «Пани Варшава», «Как делишки, старик», «Это вам, романтики», «Под нашими спортивными знаменами» и другие. Мелодии песен на слова Хелемского сочиняли Борис Мокроусов, Матвей Блантер, Вано Мурадели, Эдуард Колмановский, Ян Френкель, Оскар Фельцман. Большинство его песен исполнил Марк Бернес.

«Когда поёт далёкий друг » — лирическая песня: посвящение французскому актеру и певцу Иву Монтану. Написана поэтом Яковом Хелемским и известным советским композитором Борисом Мокроусовым в 1956 году (год гастролей Ива Монтана в СССР) по просьбе исполнителя песен и киноактера Марка Бернеса. Была очень популярна в 50-е годы. Впоследствии Ив Монтан также исполнял с французским текстом мокроусовскую мелодию. Подробно об истории создания песни написано в книге «Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе. Составитель Л. М. Бернес-Бодрова.»

Яков Александрович много переводил на русский язык поэтов Украины, Польши и, особенно, Белоруссии (сборники: Перевожу стихи товарища. Страницы белорусской поэзии. Минск, 1962; Ключ. Страницы белорусской лирики. Минск, 1968; Четыре мастера. П.Бровка, М.Танк, А.Кулешов, П.Панченко. Минск, 1984; Из речи в речь. М., “Сов. Россия”, 1987, и другие). В 1988 году в Минске Хелемский опубликовал книгу «Чистота звучания. Книга о белорусской поэзии и ее друзьях».

Хелемский-прозаик – автор книг: Все на одной планете (в соавторстве с Р.Бершадским, 1965); На темной ели звонкая свирель (1971); За холмами – Гренада… Публицистическая повесть (1977). В конце жизни работал над воспоминаниями.

По воспоминаниям знавших Якова Александровича, «его отличала удивительная, просто из девятнадцатого века интеллигентность», что чувствуется при чтении его лирики. О том, как требовательно подходил поэт к своему поэтическому творчеству, говорят и даты под стихами, нередки случаи, когда начало и окончание сочинения стихотворения разделены двадцатью и более годами.

Яков Хелемский работал до самого конца своей почти девяностолетней жизни. Ухудшалось здоровье, уходили из жизни близкие, почти не осталось ровесников, но его неизменная пишущая машинка «Эрика», реликт прошлого, продолжала стучать

Поэт награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденами “Знак Почета” (1960), Дружбы народов (1984) и медалями. Удостоен званий Лауреата Государственной премии БССР имени Якуба Коласа (1980) и Заслуженного деятеля культуры БССР (1968).

Яков Александрович Хелемский скончался в Москве 6 сентября 2003 года. Похоронен на новом Донском кладбище (колумбарий 18, подвальный этаж, зал 15).

 

Упоминаемая в тексте автографа Малеевка — Дом творчества Малеевка — один из наиболее известных домов творчества писателей, организованный Литературным фондом СССР на территории бывшей усадьбы «Малеевка», до революции принадлежавшей издателю и редактору журнала «Русская мысль» В. М. Лаврову.

Официальное название: Всесоюзный дом творчества писателей имени А. С. Серафимовича Литфонда СССР. Адрес: Московская обл., Рузский р-н, Старая Руза, дер. Глухово (в 16 км от ж/д станции Дорохово).

В 1927 г. Пролитфонд арендовал бывшую усадьбу Лаврова для создания загородного Дома московских литераторов, а в 1930-е годы по инициативе А. С. Новикова-Прибоя Малеевка стала писательским домом творчества.

В 1956 году на месте сгоревшей деревянной усадьбы по проекту архитектора В.П.Огарева был построен большой каменный корпус в стиле классических дворянских домов. «…Архитектор учел все пожелания писателей, и здание получилось самым комфортным из всех Домов творчества. На втором этаже главного корпуса имелась огромная, роскошная, с полками из красного дерева до самого потолка библиотека с тысячами редких книг, справочниками. Библиотека выписывала десятки журналов, включая иностранные, множество газет, оттого она пользовалась любовью писателей, которые непременно дарили ей свои книги с автографами… Величественный главный корпус с колоннами, построенный в стиле позднего русского классицизма, соединялся с двухэтажными крыльями-корпусами зимним садом… Писатели трижды в день ходили в столовую через эти малеевские сады-оранжереи без зимней одежды. Между фикусами в кадках и карликовыми деревьями архитектор разместил уютные скамейки из тяжелого дуба, кресла».

В главном корпусе наряду с комфортабельными комнатами, библиотекой редких изданий, зимним садом и столовой-рестораном имелись медицинские кабинеты, кинозал, бильярдная. Территория Дома творчества располагалась в лесном массиве и занимала площадь свыше 60 га. Одновременно с главным корпусом были построены несколько отдельно стоящих коттеджей, а в 1970-е годы были построены дополнительные корпуса А и Б. На территории поместья еще до революции были устроен каскад из двух прудов. В доме творчества имелось обширное приусадебное хозяйство с теплицами, снабжавшее столовую овощами. К территории дома творчества примыкала летняя дача литфондовского детского сада.

В разные годы здесь отдыхали и работали В.В. Вересаев, С.Н. Сергеев-Ценский, М.M. Пришвин, А.А. Ахматова, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, О.Ф. Берггольц, А.С. Серафимович, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, К.А. Федин, К.Г. Паустовский, Ю.В. Трифонов, Д.А. Гранин, Ю.М. Нагибин, Б.А. Ахмадулина, Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.П. Некрасов, А.Я. Яшин, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.В. Сапгир, Л.И. Ошанин, С.Г. Островой, Р.Г. Гамзатов, Ч.Т. Айтматов, М. Карим, А.А. Вайнер, Г.А. Вайнер, В.А. Солоухин, В.Ф. Тендряков, В.Г. Распутин, А.А. Проханов, В.Г. Бондаренко, Ю.М. Поляков, А.Ю. Сегень, Г.И. Горин, Л.Б. Либединская, И.М. Губерман и многие другие.

После продажи Малеевки руководством Литфонда России новым хозяевам в 2000-х годах главный корпус был снесён. В трех реконструированных коттеджах и корпусах А и Б размещается загородный отель ООО «Усадьба Малеевка».

Войти