Шер Яков «Куда идти?», — Париж, 1971

Предыдущее изображение
Следующее изображение

info heading

info content

Шер Яков «Куда идти? (Книга для тех, кто хочет изменить мир)», — Париж, 1971.

Строгий издательский картонный переплет, немного увеличенный формат, 256 стр. Очень хорошее состояние.

Автограф автора на титуле: «Профессору Янкелевичу изучающему сложные законы с виду простых явлений от Янкеля ищущего простых законов сложных явлений — с глубоким уважением. 4.5.72. Я.Шер».

Содержание: Введение. 1. Позавчера (первобытное общество или примитивный эгалитаризм); 2. Вчера (монодинамизм); 1) Вчера утром (рабовладельчество или тотальный монодинанимизм); 2) Вчера днем (феодализм или полулиберальный монодинамизм); 3) Вчера вечером (монопатронализм или либеральный монодинамизм); 3. Сегодня (мультипатронализм или или групподинамизм); 4. Между «вчера» и «завтра» (социализм или класс-доминизм); 5. Завтра (эргонизм или групп-эгалитаризм); 6. Послезавтра (панэргонизм или класс-эгалитаризм); 7. Выводы и сравнения; 8. Силы и средства; Приложения.

Издание автора. Тираж 500 экз. (по А.Савину).

Редко встречается. Имеется в коллекции А.Савина и в РГБ, 2 экз. есть в ДРЗ им. А.Солженицына (все указанные экземпляры без автографов).

Адресат автографа: Янкелевич, Владимир (Jankélévitch, Vladimir) (1903–1985), французский философ. Родился в Бурге 31 мая 1903. Его родители – выходцы из России; отец, Самуил Янкелевич, был первым переводчиком Фрейда на русский язык. Среднее образование получил в родном городе и в лицее Людовика Великого в Париже. В 1922 поступил в Высший педагогический институт. В 1926 получил степень агреже. Был также награжден дипломом Института восточных языков. В 1933 защитил докторскую диссертацию по философии Шеллинга. После защиты преподавал во Французском институте в Праге, в Тулузском университете (1936–1937), затем в Лилле (1937–1939). В 1939 был мобилизован, в следующем году получил ранение; тогда же был отозван из армии в соответствии с чрезвычайными законами коллаборационистского правительства Виши. Участвовал в Сопротивлении, в частности в составе Национального университетского фронта. В июне 1945 был восстановлен в гражданских правах. После освобождения Франции читал курс лекций в Лилльском университете. Там в 1949 опубликовал Трактат о добродетелях (Traité des vertus). С этих пор этическая проблематика заняла центральное место в творчестве Янкелевича; другим постоянным предметом интересов была музыка. В 1951–1978 преподавал этику и моральную философию в Сорбонне.

В центре внимания Янкелевича – проблемы человеческого существования, морального действия, морального сознания. Философия в его понимании не созерцательна, а деятельна, сопряжена с движением реальности и вплетена в него. Для него характерно динамическое видение реальности как пребывающей в процессе постоянного становления. Это связано в определенной мере с влиянием философии Бергсона, которому он посвятил в молодости несколько статей, а позже – обширное исследование Анри Бергсон (Henri Bergson, 1931). Бергсоновская концепция способствовала и пробуждению у Янкелевича интереса к проблеме времени, которую он исследовал в различных аспектах, рассматривая разрушительную и созидательную, творческую сторону времени. В моральном аспекте темпоральность предстала в работах Янкелевича как последовательность актов выбора, которые совершает человек в течение своей жизни. Янкелевич размышлял о сути моральной позиции человека в мире, полагая, что источником морального действия является потребность в любви, а для достижения морального состояния требуется постоянное волевое усилие, воля к действию. В своей философии морали Янкелевич доказывал непреложность морального обязательства, которым должен руководствоваться человек. Мораль, любовь, творчество, составляющие ключевые элементы его концепции, не являются в его понимании некими абстрактными идеями; это чувственные реальности, переживаемые индивидуальным сознанием. Ряд работ Янкелевича посвящен анализу конкретных феноменов морального сознания.

Среди других его трудов – Одиссея сознания в философии позднего Шеллинга (L’odyssée de la conscience dans la dernière philosophie de Schelling, 1933); Альтернатива (L’alternative, 1938); Равель (Ravel, 1939); О лжи (Du mensonge, 1941); Зло (Le mal, 1947); Трактат о добродетелях (Traité des vertus, 1949); Дебюсси и тайна мгновения (Debussy et le mystère de l’ instant, 1949); Ирония (L’ironie, 1950); Первая философия (Philosophie première, 1954); Ригоризм и моральная жизнь (L’austérité et la vie morale, 1956); Необратимость и ностальгия (l’irréversible et la nostalgie, 1974); Парадокс морали (Le paradoxe de la morale, 1981).

Умер Янкелевич в Париже в 1985.

Ирина Блауберг

Войти