Бондарев Юрий «Повести», — Москва, 1973
Бондарев Юрий «Повести», — Москва: «Современник», 1973.
Твердый переплет, 400 стр. Хорошее состояние, повреждения суперобложки.
Автограф автора на титульном листе: «Анатолию Сергеевичу Елкину — с пожеланием всех благ и всяческого добра. Ю.Бонд[арев]. 2 ноября 73 г.».
Аннотация к книге: В сборник входят две повести о Великой Отечественной войне. Повесть «Батальоны просят огня» — о героизме и мужестве бойцов и командиров, первыми переправившихся на правый берег Днепра и ведущих там с фашистами трудный неравный бой. Повесть «Последние залпы» — о тяжелых сражениях, которые вели наши войска с фашистами и захватчиками на польской земле.
Адресат автографа — А.С. Ёлкин (1929-1975), русский журналист и литературовед, автор биографической книги «Луначарский» (в серии ЖЗЛ), литературной пародии «Тайна профессора Серебрякова», книг «Айсберги над нами», «Атомные уходят по тревоге», «Одна тропка из тысячи», «Арбатская повесть», «Ярослав Галан» и др.
ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ ЧЛЕН КПСС
Анатолий Ёлкин был страшно талантливым критиком. Но его погубили жуткая дисциплинированность и верность одиозным чинушам.
Анатолий Сергеевич Ёлкин родился 21 апреля 1929 года в Ленинградской области, в городе Лодейное Поле. Его отец до революции слесарничал, в гражданскую войну стал красным комиссаром, потом выучился на инженера-кораблестроителя и впоследствии занял должность заведующего промышленным отделом Мурманского горкома партии.
Биография Анатолия Ёлкина поначалу развивалась очень гладко. Сразу после школы он поступил на журфак в Ленинградский университет, потом остался в аспирантуре, вступил в партию и в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию о судьбе западно-украинского публициста Ярослава Галана, после чего его взяли старшим редактором в издательство «Советский писатель».
В 1957 году всесильный зять Никиты Хрущёва – Алексей Аджубей с подачи Юрия Воронова пригласил молодого и очень способного филолога к себе в «Комсомольскую правду», назначив его на важную должность заведующего отделом литературы. В газете Ёлкин очень сблизился с вольнолюбивым прозаиком Анатолием Гладилиным. Они потом вместе по указанию секретаря ЦК комсомола Лена Карпинского «открыли» для читающей России Новеллу Матвееву. «Стихов у Новеллы было много, – вспоминал спустя годы Гладилин, – но почти в каждом соседствовали замечательные строчки и откровенная графомания. Графоманию мы с Ёлкиным жёстко вырезали, монтировали хорошие куски и стихи подбирали так, чтоб всего было в меру – лирики, природы, исторических экскурсов <…> Ёлкин сочинил Новелле соответствующую биографию. Нельзя было писать, что Новелла – домработница в семье военного, что у неё нет даже четырёхлетнего образования… У Ёлкина Матвеева работала в колхозе пастушкой, школу оставила по болезни, но читала много книг, а уроки на дому ей давала мама» (А.Гладилин. Улица генералов. М., 2008).
Но ровно через полгода после блестящего дебюта Матвеевой в «Комсомолке» Ёлкин первым же своего приятеля «сдал». Случилось это сразу после появления в журнале «Молодая гвардия» гладилинской повести «Песни золотого прииска». Эта вещь чем-то не угодила Магаданскому обкому партии. Большевики Колымы пожаловались Хрущёву. И «Комсомолке» дали задание осадить зарвавшегося литератора.
В газете долго думали, кому бы поручить исполнение партийного заказа. Главный редактор «Комсомолки» Воронов не хотел подставлять Ёлкина, зная, что тот с Гладилиным приятельствовал. Но Ёлкин сам полез на амбразуру, решив, видимо, выслужиться. Позже Гладилин рассказывал: «Толя Ёлкин позвонил мне поздно вечером домой и сдавленным голосом (я понимаю, что он рисковал) сказал: «Толь, ничего не могу сделать. Я тянул, как только мог, – ничего не могу сделать, извини». На следующий день я покупаю «Комсомольскую правду», и там большая статья моего дружка под заголовком «В плену очернительства» (или «В кривом зеркале…», я сейчас не помню). В статье толково разъясняют, как я оклеветал рабочий класс, как посмеялся над бригадой коммунистического труда, исказил жизнь, не понял, не разобрался… Словом, полновесная погромная статья».
Гладилин считал, что Ёлкин был бесхребетным человеком, склонным к выпивке. «Ему приказывали ругать – он ругал. Ему приказывали хвалить – он хвалил, причём с удовольствием».
Но из «Комсомолки» Ёлкина убрали в 1962 году не по причине беспринципности, а из-за банального пьянства. Выпав из номенклатурной обоймы, критик несколько лет вынужден был заниматься сначала редактурой всякой чепухи в издательстве «Прогресс», а потом обзорами занудных романов о рабочем классе в газете «Труд». Вновь наверх Ёлкина вытащили Иван Стаднюк и Михаил Алексеев. С подачи этих литгенералов критик в 1966 году стал главным редактором совершенно безликого издательства ДОСААФ, специализировавшегося на выпуске псевдопатриотической литературы об армии. А ещё через два года Алексеев сделал его своим заместителем в журнале «Москва». В благодарность Ёлкин потом написал о своём бездарном шефе комплиментарную монографию.
Тогда же Алексеев подготовил почву для вступления критика в Союз писателей. Рекомендации ему дали Людмила Скорино, Аркадий Васильев и Ярослав Смеляков. «Пишет Ёлкин, – отмечал в 1971 году партийный надзиратель за деятельностью Московской писательской организации Васильев, – как правило, хорошо, остроумно, задиристо. Последнее – причина того, чтобы его статьи не для всех приемлемы безоговорочно. Его статьи – это всегда знание предмета, полемичность, острота постановки вопроса <…> Уверен, что он, будучи членом Союза, принесёт много пользы нашей организации, как прозаик и как знаток литературы, и как дисциплинированный член КПСС».
Но в какой-то момент Ёлкину стало тесно в рамках литературной критики. Ему всё больше не давали покоя воспоминания о проведённых на Кольском полуострове детстве и юношестве. Ведь на его глазах закладывался атомный подводный флот. Там он взялся за роман «Атомные уходят по тревоге».
Умер Ёлкин 29 апреля 1975 года в Москве.
Вячеслав ОГРЫЗКО