[Черкасов Сергей] Диковский С.В. «Приключения катера ‘Смелый’». — Владивосток, 1985

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

[Черкасов Сергей] Диковский С.В. «Приключения катера ‘Смелый’». — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1985.

Художник С.Черкасов. Твердый переплет. Богато иллюстрированное издание. Очень хорошее состояние, увеличенный формат: 24,5 х 17 см., 192 стр.

Выполненный тушью автограф художника Сергея Черкасова на авантитуле, адресованный владельцу «Коллекции русского шанхайца» М.Дроздову и его жене: «20 августа 2024 г. Мише и Александре с пожеланием успехов с любовью. Сергей Черка[сов]». Автограф получен во время посещения мастерской художника.

Книгу известного советского писателя Сергея Диковского составили рассказы и повесть «Патриоты», повествующие о мужестве пограничников Дальнего Востока.

Книга проиллюстрирована художником Сергеем Черкасовым. Иллюстрации к книге относятся к раннему творчеству, получившему впоследствии широкую известность художника, — к периоду его работы в Дальневосточном книжном издательстве.

На странице с выходными данными указан тираж 54.000 экз. На стр. 192 имеется указание на то, что тираж составил 60.000 экз.

Диковский Сергей Владимирович [14.3.1907, Москва, — 6.1.1940, под Суоми-Салми] — прозаик, очеркист, журналист.

Родился в семье художника. После окончания средней школы (1924) работал курьером, хористом в опере, расклейщиком афиш, носильщиком на вокзале, библиотекарем. В печати Диковский начал работать с 1925, сначала репортером газеты «Красное Черноморье» (Новороссийск), затем фельетонистом в газете «Молодой ленинец».

Первые попытки создания художественной прозы относятся к 1927, когда в «Рабочей газете» (Москва) был напечатан приключенческий роман из жизни русских и английских текстильщиков Диковского и Л.Овалова «Взрыв».

С 1929 Диковский, находясь в рядах Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, принимал непосредственное участие в боях на Китайско-Восточной железной дороге. Первые очерки Диковский были напечатаны в дальневосточной газете «Отпор» (Чита). С этого времени основной темой творчества стала жизнь Дальнего Востока.

В 1930 Политуправление армии послало Диковского учиться на японоведческий факультет Дальневосточного университета во Владивостоке, однако уже в следующем году он вернулся к журналистской деятельности.

С 1931 по 1934 Диковский активно сотрудничает в «Комсомольской правде» в качестве разъездного корреспондента, а с 1934 по 1938 — в «Правде». Одновременно печатался в журнале «Октябрь», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Наши достижения» и др. В качестве корреспондента Диковский был в Мурманске, Каракумах, на Камчатке, в Маньчжурии, Алтае, горах Сихотэ-Алиня, на Каспии, Балтике, Азовском и Черном морях, в Швеции, Дании, Финляндии.

1933-39 очень плодотворны для Диковского. В числе других писателей он совершил поездку на строительство Беломорско-Балтийского канала. Диковский был соавтором глав «Каналоармейцы», «Весна проверяет канал» книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931-1934». Его рассказы и очерки, посвященные перевоспитанию людей трудом, позже были объединены под общим названием «Преступление и воспитание».

Тема Дальнего Востока оставалась основной в творчестве писателя на протяжении всей его жизни. В своей автобиографии Диковский писал: «Шестнадцать лет путешествую по земле, воздуху и воде в поисках настоящей книги о настоящих людях… Но больше всего меня привлекает Дальний Восток — край необжитый, просторный, где растут по соседству виноград, березы, ель, где работать трудно и радостно». О мужестве и бесстрашии дальневосточных пограничников написана первая книга очерков Диковского «Застава N» (1932) — первое в советской литературе произведение о «зеленых петлицах».

Этой же теме посвящена повесть «Патриоты» (1937), принесшая Диковскому известность. В ней жестокой и бездумной муштре японской армии противопоставлено мужество и патриотизм советских пограничников, показана «подоплека» их героизма. Призванный в японскую армию рыбак Сато и пограничник заставы «Казачка» Андрей Корж — солдаты, исполняющие свой долг перед родиной и погибшие в одном бою. Но если действия Сато — бездушное, фанатичное подчинение указаниям начальника, служба пограничников показана в ином свете. Действия пограничника осмысленны, он болеет душой за свое дело, как и все на заставе. Так, командир заставы Дубах, пытаясь сделать занятия с пограничниками максимально эффективными, ищет «простой и мудрой формулы, объединяющей в себе все, что защищали бойцы на этом участке: народы всех союзных республик, их земли, моря, их хлеб, железо, корабли, города». Такой формулой оказывается слово «Родина», которое было сказано партией. Дубах заводит «Книгу героев» — подробную летопись подвигов, совершенных советскими патриотами, куда после гибели Андрея Коржа попадут заметки о его подвиге. В книге отражена преемственность поколений защитников отечества (на ту же заставу после смерти Андрея приезжает его брат Павел), отражена идея соучастия каждого гражданина в строительстве и защите нового государства.

В 1934-1935 появляются в печати рассказы «Железная утка», «Рыбья карта», «Васса», «Госпожа Слива», «Труба» и др.

В 1937-1938 Диковский публикует рассказы «Комендант Птичьего острова», «Конец Саго-Мару», «Бери-бери» и др., позднее объединенные под общим названием «Приключения катера «Смелый»».

В 1939 по сценарию Диковского поставлен фильм «Комендант Птичьего острова».

В нояб. 1939 Диковский в качестве корреспондента «Правды» едет на финский фронт. Погиб в бою.

М.А.Ефремова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 621-623.

Войти