«Бона Русско-Азиатского банка. Один рубль». — Харбин, 1918
Бона Русско-Азиатского банка. Один рубль. — Харбин. 1918 год. Размер 8,2 х 14,8 см.
Русско-Азиатский банк в Харбине, испытывавший большие затруднения в наличных денежных знаках, в августе 1917 г. выпустил в обращение «переводные билеты» достоинством в 500, 1000, 2000, 3000 и 5000 руб. на общую сумму более 1 млн. руб., но особого облегчения этот выпуск не дал. Переводные билеты находились в обращении в течение трех месяцев. Подкрепление керенками и сибирскими обязательствами не оказало должного влияния па рынке, и денежный кризис сказался на всей хозяйственной жизни района и железной дороги.
В середине 1918 г. Русско-Азиатский банк по согласованию с Управлением КВЖД принял решение о выпуске собственных бон и заказал их у американской фирмы по изготовлению банкнот «American Bank Note Company». Денежные знаки достоинством 50 коп., 1, 3, 10 и 100 руб. на общую сумму 20 млн. руб. были изготовлены и к концу 1918 г. поступили в банк.
Первые боны были заприходованы в кассу банка 15—20 декабря 1918 года. Харбинские рубли принимались в уплату всех сборов КВЖД и самим банком без ограничений, став полноценной денежной единицей. Банк производил по желанию беспрепятственный обмен новых бон на «керенки» и, в ограниченном количестве, на бумажные кредитные романовские рубли. К 1920 г. средний курс хорватовского рубля составлял 11 рублей за 1 романовский рубль золотом, в то время, как курс кредитного (бумажного) романовского рубля составлял 10 рублей за 1 рубль золотом.
На выпущенных бонах помещены факсимильные подписи председателя правления банка А.П.Путилова и Управляющего КВЖД генерала Д.Л.Хорвата. В самом Харбине боны литографским способом штемпелевались подписью Управляющего Харбинским отделением байка П.К.Пименова.
Боны были выпущены в обращение Харбинским отделением банка в январе 1919 г., получили широкое распространение, охотно принимались на рынке и получили название у местного населения «хорватки» или «хорватовские». На лицевой стороне кроме указанных подписей и достоинства боны указан текст: «Русско-Азиатский Банк. Харбин. Настоящий бон принимается во всех кассах К. В. жел. дороги, равно как в отделениях Р-Азиатского Банка в Харбине, Хайларе и Куаньченцзы, наравне с государственными кредитными билетами образцов, находящихся в обращении до 1917 г. включительно. Подделка преследуется законом». На оборотной стороне помещено изображение паровоза. Выполнены были боны на высоком полиграфическом уровне, качественно, что гарантировало их от подделок, и имели большой спрос.
К концу 1919 г. железная дорога стала переводить свои расчеты на валюту. С начала 1920 года «хорватовки» начинают постепенно изыматься банком из обращения, однако они еще продолжали оставаться в обращении и некоторое время котировались на бирже. К середине 1920 г. рынок перестал интересоваться «хорватками».
На увеличенном изображении пара из-под колес паровоза очевидно изображение женской головы. По поводу этого рисунка существует несколько теорий:
- Сначала считалось, что под колесами паровоза художник скрытно изобразил голову управляющего КВЖД Д. Л. Хорвата (1858—1937), который не обратил внимание на эту деталь, когда ставил подпись. Но внешне управляющий никак не согласовался с изображением в клубах пара.
- Некоторые считали, что некий американский художник изобразил на них свой портрет. Однако непонятно, зачем живому человеку помещать под колёса паровоза свою голову.
- В Харбине жил талантливый художник. На следующий день после венчания его невеста попала под поезд, который ее обезглавил. Художник эту драму остро переживал. Когда в 1918 году были начаты работы над созданием денежных знаков для располагавшегося в Харбине Русско-Азиатского банка, этот художник взялся за изготовление оригиналов оборотной стороны всех купюр. Оригиналы понравились руководителям банка и самому генералу Хорвату с его женой. Никто из них не заметил в клубах пара под колесами голову женщины с открытым в крике ртом. Оригиналы отправили в США. По ним выгравировали все купюры и выполнили заказ.
На знаках разных достоинств изображения женщины в клубах пара весьма условны и отличаются друг от друга. Но трагическое выражение лица сохранилось везде.
При подготовке материала использовалась статья Б.Ваниуса «Харбинский паровоз».