Погодин Радий «Утренний улов», — Ленинград, 1964

Предыдущее изображение
Следующее изображение

информационный заголовок

информационный контент

Погодин Радий «Утренний улов. Повести и рассказы», — Ленинград: Детская литература, 1964.

Твердый переплет, 392 стр. Хорошее состояние.

Художественный автограф автора на титуле российскому писателю В.Ф.Козлову: «Виле Козлову мой улов! Радик. 4/10.64».

В книгу вошли повести и циклы рассказов: «Муравьиное масло», «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде», «Ожидание. Две повести об одном и том же», «Кирпичные острова. Рассказы про Кешку и его друзей».

Адресат автографа:  Козлов Вильям Фёдорович [3.11.1928, станция Куженкино Бологовского р-на Тверской обл.] — прозаик. Козлов вырос в семье деда по материнской линии — А.И.Абрамова, который с гордостью считал себя основателем поселения на станции Куженкино. Отец Козлова — И.В.Надточеев был лейтенантом-пограничником, он настоял на том, чтобы первенцу дали имя в честь В.И.Ленина — ВИЛ (дед называл внука Василием). Отец вскоре оставил семью, уехал в Ленинград, забрав с собой сына, но Козлов вернулся к матери. В 1936 мать вышла замуж повторно — за Ф.К.Козлова, путевого мастера, который усыновил приемных детей; когда Козлов получал паспорт, он видоизменил свое имя, а также взял фамилию и отчество отчима в знак благодарности за его истинно отцовское к нему отношение. Незадолго до войны Козловы переехали в Великие Луки. Этот период отразился впоследствии в книгах Козлова — «Витька с Чапаевской улицы» (1977) и «Я спешу за счастьем» (1960-62). Во время войны Козлов жил в Куженкино, работал в столярной мастерской, в колхозе, а потом на полевом аэродроме. Некоторые эпизоды из военного детства Козлова вошли в повесть «Юрка Гусь» (1962). После окончания войны семья Козлова вернулась в Великие Луки. Козлов сменил несколько профессий: был монтажником в радиомастерской, чертежником в архитектурном управлении, геодезистом, драматическим артистом, фотокорреспондентом газ. «Великолукская правда». В 1950 Козлов поступил в Харьковское военное училище, принял присягу, был назначен помощником командира взвода, но перед самым окончанием училища был демобилизован. Вернувшись в Великие Луки, продолжил журналистскую работу в «Великолукской правде», печатая там очерки, зарисовки, фельетоны; здесь был опубликован и первый рассказ Козлова «Сын» (1954). В 1955 Козлов приехал в Ленинград на учебу. В 1959 закончил отделение журналистики Ленинградской высшей партийной школы. После этого остался жить в Ленинграде. В 1960 вышла первая книга Козлова — сборник рассказов «Валерка-председатель». Рассказы Козлов публиковались в газете «Пионерская правда», «Ленинские искры», журналах «Костер», «Искорка», «Нева». В 1963 Козлов был принят в СП СССР. В этом же году была опубликована детская повесть «Президент Каменного острова» (о мальчишеской республике из детдомовцев), вызвавшая поток благожелательных читательских откликов с просьбами написать продолжение повести. Детдомовцы Козлова, их жизнь на острове по законам романтической «президентской» иерархии во многом напоминали «тимуровцев» А.Гайдара. Они боролись с браконьерами на озере и в лесу; чтя память о погибших в годы Великой Отечественной войны, отыскивали могилы солдат, павших на поле боя, охраняли эти могилы. В 1979 писатель выпустил продолжение «Президента…» — «Президент не уходит в отставку». Посвященная трудной судьбе главного героя — Тимофея Сорокина, эта книга вполне могла называться «повестью о настоящем человеке». В произведениях для детей Козлов знакомил читателей со своим военным детством, повести и рассказы этих лет несут в себе немало автобиографических черт. С 1963 Козлов начинает писать книги для взрослых — «яркие события детских лет уже легли в основу написанных книг, казалось, тема исчерпана, да и интерес на какое-то время пропал…» (Автобиография. С.583). «Взрослая» проза Козлов написана на современном материале, но, как и ранее, писателя привлекает тип искреннего и принципиального героя, которому очень нелегко отстаивать свои нравственные убеждения. Из мира детских приключений герои Козлова попадают во взрослую жизнь с ее неизбежными проблемами: «Тема взаимоотношений мужчины и женщины давно волнует меня. И в романах «Солнце на стене», и «Приходи в воскресенье», и «Маленький стрелок из лука», и «Ветер над домом твоим» я исследую эти сложные и подчас непостижимые в наш век отношения» (Автобиография. С.585). «Супергерой» Козлова соединяет в себе черты мужественные и романтические, что помогает ему пройти испытание любовью. Характер персонажей Козлова раскрывается не только в непосредственных действиях и диалогах, но и в своеобразной лирической исповеди, где «самоуглубление» соединяется с трезвым, слегка ироничным взглядом на себя. Книги Козлова всегда увлекательны и динамичны, даже если действие разворачивается в пределах одной человеческой жизни. Беллетристика Козлова, как правило, чутко реагирует на моральные запросы массового читателя. Многие произведения Козлова нередко становились настоящими бестселлерами на книжном рынке («Маленький стрелок из лука», «Волосы Вероники» и др.). Придерживаясь в обрисовке героев и событий непритязательной меры романтического и интеллектуального, лирического и драматического, писатель стремится развернуть в произведении морально привлекательные житейские решения, что и помогает формировать вокруг его книг широкую читательскую аудиторию.

Е.И.Колесников

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З — О. с. 224-225.

Интересный факт:  В книге «Невыносимый Довлатов» Елена Клепикова пишет: «Сережа <Довлатов> суеверно за рукописями не приходил. Последнее его приношение, к счастью, лежало у меня в столе. Как раз в это время в отделе прозы появился новый заведующий — Вильям Козлов. Человек глубоко невежественный и склонный к моментальным, без всяких сомнений, поступкам. В свой первый рабочий день Козлов заявился в редакцию рано утром, и вскоре туда забежала ватага пионеров за макулатурой… Секунды не подумав, Козлов пригласил их в отдел прозы и предложил весь шкаф со всеми рукописями, включая Сережины папки».

Есть упоминание Вильяма Козлова и у самого Сергея Довлатова. В книге «Ремесло» он пишет: «В „Авроре“ произошла совсем уж дикая история. Лена Клепикова рассказы одобрила. Передала их новому заведующему отделом — Козлову. К этому времени у него скопилось рукописей — целая гора. Физически сильный Козлов отнес всё это на помойку. Разве можно всё это прочесть?! Да ещё малограмотному человеку… Я получил из „Авроры“ экземпляр одного из своих рассказов. И записку на бланке: „Аврора“ Общественно-политический и литературно-художественный ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ, Союза писателей РСФСР и Ленинградской писательской организации. Дорогой Сережа! Вот нашла экземпляр, сохранившийся после разбоя, учиненного Козловым. И это все. Остальное, как вы знаете, пропало. Будьте здоровы. Лена. 10 марта 1975 года». Впрочем, эту историю многие, знавшие Вильяма Козлова, люди воспринимают как анекдот. К примеру сын писателя — Юрий Козлов считает её стопроцентной выдумкой. Он вспоминает, что рабочий день в журнале «Аврора» официально начинался в два часа дня, так что ранним утром пионеры никак не могли проникнуть в редакцию . Рукописи же произведений Сергея Довлатова в те годы лежали во многих редакциях и не печатались не из-за неприязни к автору, а в силу действовавших тогда идеологических установок, что в конце концов и побудило писателя эмигрировать из СССР. (Литературная газета № 7 (2014 г. стр.4. «Юрий Козлов о культовой литературе, довлатовских рукописях, фальшивых властителей дум и многом другом»).

Войти