[Рюрикова Наталья] «Семейные ценности». — Москва, 2011
[Рюрикова Наталья] «Семейные ценности. История семьи художников». — Москва: Галерея «Дом Нащокина», 2011.
Мягкий переплет, 160 стр. Формат: 26 х 21 см. Богато иллюстрированное издание. Мелованная бумага. Очень хорошее состояние.
С предисловием Н.Рюриковой «Семья» (стр. 4-8).
Автограф издателя и директора галереи «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой на авантитуле, адресованный владельцу «Коллекции русского шанхайца» Михаилу Дроздову: «Дорогому Мише! С самыми добрыми чувствами от имени всей моей семьи! Н.Рюр[икова]».
Альбом посвящен творчеству художников — членов семьи директора знаменитой московской галереи «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой: Петра Пашкевича (отца), Андрея Пашкевича (брата), Анастасии Рюриковой-Саймс (дочери), Кирилла Рюрикова-Радо (сына), Грет Пашкевич-Ван Хаелст (жены брата) и Кати Иранковой-Леванти (племянницы).
Наталья ЧАПЛЫГИНА «Корабль под названием ‘Семья’»
[«Аргументы Недели», № 23 (264) от 16.06.2011]
Каждое посещение художественной галереи «Дом Нащокина» связано с радостью нового знакомства в условиях семейного уюта. Не покидает чувство, что ты пришел в гости в очень хорошую семью. Хозяева как будто вышли ненадолго, но попросили чувствовать себя как дома. Слышны чьи-то голоса (экспозиции часто сопровождает тематический кинофрагмент), продуманно развешены и подсвечены картины. Весь интерьер и загадочный подвал – все поддерживает ощущение живого общения именно с семьей художника.
«Семейные ценности» – так назвала эту выставку директор галереи Наталья Рюрикова. Собрав воедино различные художественные произведения талантливых членов своей семьи, она щедро делится с посетителями показом семейных реликвий. Рассказом о необычайном счастье жить в обстановке семейного тепла, любви и высокого почитания настоящего искусства.
Наталье Рюриковой есть что рассказать. Например, о своих замечательных родителях – Петре и Тамаре Пашкевич. Тамару Пашкевич, киноактрису, мы можем помнить по фильму «Сельская учительница». Петр Исидорович Пашкевич был профессором кафедры художественного факультета ВГИКа. 50 лет проработал ведущим художником-постановщиком на Центральной киностудии им. Горького. Велика фильмография его работ. На выставке представлены его картины-зарисовки к таким знаменитым фильмам, как «Герой нашего времени», «Красное и черное», «Добровольцы», «Преступление и наказание», «ТАСС уполномочен заявить…». Все картины Петра Пашкевича удивительным образом передают состояние конкретного момента. Позволяют физически ощутить теплую ночь, знойный полдень, тревогу, сомнение, испуг, которые испытывают герои картины, и таким образом сопереживать происходящему на экране.
Большую часть экспозиции занимают работы талантливого художника Андрея Пашкевича – брата Натальи Рюриковой. В годы перестройки он придумал и создал целую серию картин под названием «Политэкология». Все его работы символичны, ироничны, наполнены философским смыслом. По его словам, он хотел создать некую «экологию» в своих картинах – «очистить» тревожные и некрасивые моменты политической жизни. Он был неравнодушен и небезразличен к проблемам своей страны. Но боль переживаний всегда сопровождал НАДЕЖДОЙ. Наполнял свои картины характерными для того времени подробными «мелочами», которые сейчас вспоминаешь с еще большим интересом. Таковы его «Застой», «Обманутая Россия», «Прощание», «Спаси и сохрани», а точнее – все! К сожалению, недавно на пике своих творческих возможностей Андрей Пашкевич ушел из жизни. Но до последнего дня, несмотря на тяжелую болезнь, он не переставал трудиться и все придумывал новые и новые варианты творчества.
Теперь любимое дело Андрея Пашкевича продолжает его жена Грет Пашкевич-Ван Хаелст. Она говорит, что ее картины создаются благодаря ему и под его руководством. Они, удивительные своей почти детской искренностью, лучше всяких слов рассказывают об их счастливой судьбе. Одну из своих работ она именно так и назвала.
Дети Натальи Рюриковой – тоже художники. Уже состоявшиеся. Дочь, Анастасия Рюрикова-Саймс, художник-станковист и театральный художник. Ее картины из серии «Хроники страны быков» ярки и экспрессивны, полны страсти и жажды жизни, за которую надо биться и побеждать. Таковы и эскизы костюмов и декораций, которые художница создала для различных спектаклей. Воплощение любой идеи представлено необычайно динамично. Интересны работы, в которых акцент сделан на один цвет и его оттенки. Такие работы, как «Вторник», «Приглашение на свадьбу», «Дом на улице «Q» буквально приковывают ваше внимание. Они будто приглашают к проявлению уже вашей фантазии.
Работы Кирилла Рюрикова-Радо, сына Натальи Рюриковой, философски созерцательны и тоже полны загадок. Удивительно хорош его автопортрет. Словно сам художник заставляет еще раз взглянуть на его работу. Посмотреть в его глаза, пытаясь поймать почти возникшую ментальную связь. Да, сила высокого искусства велика, точнее безгранична.
В этой удивительной семье абсолютно все «подвержены» искусству! Путь творческого поиска Кати Иранковой-Леванти (племянницы Натальи Рюриковой) был трудным, но бесповоротным. Проучившись несколько лет в Пражском университете на философском факультете и овладев пятью иностранными языками, она вдруг резко поменяла вектор своего движения. Начала брать уроки пантомимы и выбрала профессию актрисы в Невербальном театре комедии. Постоянным осталось желание писать картины. На выставке представлено несколько ее работ, объединенных общим направлением, которое она назвала «Исследование подсознания». Они завораживают…
Наталья Рюрикова рассказывает, как вся семья, объединившись, участвовала в создании галереи. Все, что было придумано ее отцом и братом, до сих пор создает особую атмосферу «Дома Нащокина», где искусство преподносится как подарок. По словам самой Натальи Рюриковой, галерея не получилась коммерческой – победило искусство. И это тоже их семейные ценности.