Северный Павел «Ледяной смех»
Северный Павел «Ледяной смех», Москва, Вече, 2008, 448 стр.
Вместо рецензии процитирую отрывок из своего письма сыну писателя Павла Северного Арсению Павловичу, с которым я хорошо знаком:
«Поскольку начинал читать «Ледяной смех» П. Северного сразу после рассказов Бунина, мне бросилось в глаза несовершенство литературного языка, хотя если сравнивать с тем, что сейчас пишут и публикуют современные авторы, то эта книга просто образец для подражания. Несмотря на некоторые недостатки, я с большим интересом и удовольствием прочел книгу, тем более что интересуюсь всем, что связано с революцией и гражданской войной. Был просто поражен смелостью автора, с такой симпатией и уважением нарисовавшего портрет Колчака, Каппеля, а также многих белых офицеров (Муравьев, Кокшаров и др.), аристократии (княжна Певцова), духовенства (владыка Виктор) и даже купечества. Учитывая, что книга писалась в 1970-е гг., — можно назвать это подвигом. Все мы знаем советское время и хорошо помним негативное отношение к «белякам» в целом и к Колчаку, в частности, которые массово культивировались в СМИ, художественных и документальных фильмах. То, что книга вышла в СССР, — можно также отнести к числу чудес. Хотя, возможно, это объясняется тем, что вышла она в провинции. Уверен, что публикация книги такого содержания в Москве была бы исключена. [Несколько позже я узнал, что эта книга в 1981 г. все же вышла в сокращенном варианте в Москве, в издательстве «Современник», но в современном издании 2009 года полный текст произведения был представлен впервые – М.Д.]. Безусловно, там есть идеологические вставки, которые сделали эту книгу «проходной для цензуры», но опытный взгляд их сразу выхватывает. В этой книге важно то, что события (жизнь в Омске, отступление и проч.) описываются уцелевшим очевидцем. И вынужденные вставки, дань цензуре, не сильно портят дело. Сам Колчак показан с симпатией. Даже эпизод, в котором Колчак приказывает расстрелять полк, перешедший на сторону большевиков, не разрушает картины. Жестокость Колчака продиктована обстоятельствами и имеет смысл, диктуемый логикой войны. В целом, на мой взгляд, это довольно крепкая беллетристика».
Не скрою, меня порадовало, что Арсений Павлович совсем не обиделся на мой отзыв. В своем ответном письме он написал мне следующее: «Дорогой Михаил, спасибо за письмо с подробным анализом прочитанного «Ледяного смеха». Только разве можно сравнивать папин стиль с Буниным. Это великий писатель, а папа был обычный писатель, правда популярный. У женщин в особенности».
Кстати, после этой переписки мои отношения с А.П.Северным только упрочились. Я побывал у него в гостях, а на страницах сайта Русского клуба в Шанхае при моей поддержке и с моей редакторской правкой был опубликован большой цикл статей Ларисы Черниковой о Павле Северном.