Эдуард Лимонов «Американские каникулы»
Эдуард Лимонов «Американские каникулы»,
Москва, Амфора, 2006, 416 стр.
Логичным шагом, следующим за знакомством с творчеством члена НБП Захара Прилепина, стало решение взяться за сборник рассказов Эдуарда Лимонова. Я решил остановить свой выбор именно на «Американских каникулах», хотя в моей библиотеке есть и другие книги этого автора, главным образом из-за того, что тема эмиграции, всех ее волн, волнует меня чрезвычайно. А все 20 рассказов, вошедшие в сборник, относятся именно к зарубежному периоду творчества Лимонова.
Несмотря на членство в одной и той же партии, Прилепин и Лимонов – писатели антиподы. Насколько человечен и психически нормален Прилепин, настолько же жестокосерден и патологичен Лимонов. Но правды ради, от этого он не становится менее талантлив.
Не скрою, бесконечные матюки в тексте поначалу меня коробили, но к концу книги я как-то перестал их замечать. Возможно, к концу их действительно стало меньше, а возможно, это просто свойство человеческой натуры: оказавшись в специфических обстоятельствах – в тюрьме, а армии, в пролетарской столовой, или, скажем, в богемном окружении, которое тоже считает крепкие выражения особенным шиком, воспринимаются они более естественно, чем, например, в среде философов-интеллектуалов. Раз уж ты, читатель, решил пристально рассмотреть мир американских и европейских проституток и наркоманов, гламурной молодежи 1970-80 х., сливок общества с Брайтон-Бич, так получай по-полной.
Шемякин говорил, что лимоновский жанр – это «беспощадная исповедь», и автор действительно исповедуется на всех 400 страницах этой книги. Но в отличии от церковной, исповедь эта не имеет цели «смягчения нрава», исправления искривленного духа. Лимонов с настойчивостью и завидным упорством всю свою жизнь строит как авантюрный роман именно для того, чтобы потом было что описывать.
Из всех рассказов, представленных в сборнике, мне больше всего понравился рассказ «Дети коменданта» — автобиографическая история о первых днях эмигрантских похождений Эдички.
Не могу не упомянуть и рассказ «On The Willd Side». Я решил отметить его здесь совсем не потому, что он мне понравился. Скорее наоборот. Просто о рассказе этом, главным отрицательным героем которого Лимонов выводит Михаила Шемякина, я много слышал. Как пишет А. Петряков в недавно прочитанной мною книге «Михаил Шемякин. Зазеркалье мастера» (стр. 230-231): «Долгие годы они были дружны, но как-то во время очередных возлияний Шемякину показалось, что «Лимонов плохо себя повел и получил по физиономии». Лимонов сказал, что ввязываться в драку не станет, а отомстит другим способом. И вывел Шемякина отрицательным персонажем, скандалистом, сквернословом, пьянчугой и т.д. в одном из своих произведений». Месть получилась хлесткой, но не очень красивой и нисколько не обеляющей самого автора. Хотя, правды ради стоит заметить, к чему к чему, а к самооправданию автор и не стремится. В этом он весь – Эдуард Лимонов.