Ефимов Игорь «Нобелевский тунеядец»
Ефимов Игорь «Нобелевский тунеядец (о Иосифе Бродском)», — Москва: Захаров, 2005, 176 стр.
От книги осталось ощущение что она была слеплена на скорую руку. Впрочем, пишет об этом и сам автор: «…трудно взяться за такую работу без толчка извне. Таким толчком для меня явился горячий интерес, проявленный моим издателем Игорем Захаровым. Это он произнес вслух то решительное ‘пора’, которое заставило меня извлечь из личного архива папку с надписью ‘Бродский’ и превратить ее в книгу». В этом смысле И.Ефимов не лукавит перед читателем, а прямо и честно предупреждает в предисловии, что перед нами не столько книга о Бродском, сколько подвергшаяся минимальной обработке папка с документами, статьями, письмами, фотографиями в той или иной степени связанными с поэтом.
Книга разделена на три части (папки), в которые в хронологическом порядке и были разнесены материалы. Поскольку все материалы эти довольно разные по своему качеству и значимости, возникает ощущение винегрета. Интересная, продуманная, хотя и не бесспорная статья «Солженицын читает Бродского», зажата между письмами А.Найману и выступлением автора на презентации. То же и с любопытной статьей «Крысолов из Петербурга», которая с двух сторон окружена письмами Ефимова Бродскому, Раде Аллой и Льву Лосеву.
С письмами же главная, на мой взгляд, странность в этой книге. Здесь скрупулезно приведены письма Игоря Ефимова Бродскому, но начисто отсутствуют ответы на них именитого адресата. Мог ли автор, не забывая раз за разом снимать копии с собственных писем, не озаботиться сохранением писем Иосифа?
Не скрою, мне не хватило в этой книге рассказа Ефимова о поездке в Норенскую, где отбывал ссылку Бродский. Об этом ярком факте из биографии автора говорят лишь известные фотографии, сделанные Яковом Гординым и многократно растиражированные в различных изданиях, посвященных поэту. Почти нет в книге и каких-то личных наблюдений, историй и баек, связанных с Бродским, с которым Игорь Ефимов действительно был хорошо знаком. Ни зарисовок о жизни поэта в Ленинграде, ни рассказов о том, как Бродский, судя по тем же фотографиям неоднократно гостивший у Ефимова, реагировал на те или иные события, ни о том что его интересовало и занимало, каким он был в быту и в личном общении.
А может дело именно в издательской спешке, желании поскорее выйти к читателю? Будем надеяться, что И.Ефимову еще есть что рассказать о нашем великом поэте, «нобелевском тунеядце» Иосифе Александровиче Бродском и рано или поздно этот рассказ появится.