Александр Солженицын «Красное колесо. Узел III. Март семнадцатого» (главы с 1 по 170)

Александр Солженицын «Красное колесо. Узел III. Март семнадцатого», — Москва, Военное издательство, 2009: Том 5, 712 стр.

Великая книга с несчастливой судьбой. Именно так можно охарактеризовать эпопею в целом. Но моя заметка — о первом томе «Марта», охватывающем события с 23 по 27 февраля 1917 года. «Март семнадцатого», пожалуй, самая динамичная часть солженицынского «Красного колеса». Главки постепенно становятся все короче, события убыстряются и меняются как в калейдоскопе. Основные сюжетные линии, действующие лица, описание событий — максимально достоверны. Охват всего того, что происходило в те судьбоносные для России дни, поражает своим масштабом, психологизмом и доскональной точностью.

И при всем при этом литературные вершины, которые вполне можно отнести к лучшему из написанного отечественными авторами ХХ века, сменяются обидными провалами. К вершинам я отнес бы все так называемые «царские главы», главы посвященные министру Протопопову, полковнику Кутепову, Родзянке, генералу Алексееву, бунту волынского полка, а также главы в центре которых многочисленные уличные сцены мятежного Петрограда и всего того, что происходило вокруг Думы и Таврического дворца. А вот линия Воротынцева, его метания между двумя женщинами, не просто не удалась. Главы эти меня сбивали и раздражали какой-то своей неуместностью. Идея автора понятна. Солженицын хотел показать что помимо захвативших Петроград событий, обычная жизнь обычных людей продолжалась. Они все так же любили, страдали и потому слабо замечали то, что происходило вокруг них. Но и другие главы, в которых действуют выдуманные персонажи — Вероня, Фанечка, Сусанна, Ликоня, да и Саша Ленартович, увы, неудачны также. Жаль, что Солженицыну не хватило уже сил и решимости, в те дни, когда он готовил последнюю редакцию эпопеи к печати, безжалостно пройтись по тексту и значительно переработать, а быть может и выбросить эти провисающие линии в утиль.

«Март» — очень важная и актуальная книга еще и потому, что в ней показано как разрозненные мелкие события, которым поначалу не придавали особенного значения ни власти, ни общество, вдруг обращаются в революционный вихрь, весело и не задумываясь сметающий на своем пути не только существующий порядок, но и разрушающий моральные устои и судьбы, ввергающий страну и народ в новую малопонятную реальность, в которой перестают действовать все скрепы, до того удерживающие государственную конструкцию и человеческие взаимоотношения. После первого разбитого стекла, опрокинутого трамвая и криков с призывами «низвергнуть преступное правительство», так легко оказывается перейти грань и скатиться к убийствам офицеров и городовых, к мародерству и бандитизму.

Читая первый том «Марта» я не мог не соотносить изображенных в книге сцен с происходящими в современной России событиями. К какой беде могут привести эти веселые и молодые толпы страну, нуждающуюся в одном — в спокойном и поступательном развитии. Ах, как жаль, что эпопея Солженицына не прочитана и не усвоена нашим обществом! Какой хорошей прививкой против любой революции она могла бы стать!

Учитывая, что современный человек практически неспособен одолеть такой объем текста, который выдал Солженицын в «Красном колесе», некоторые главы этой важной книги можно и нужно публиковать как отдельные рассказы. Думаю, такой подход даст всплеск интереса и к самой эпопее, и к трагическим страницам русской истории, изменившим лицо нашей страны, и определившим лицо мира на весь ХХ век.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Заполните все поля, чтобы оставить отзыв. Ваш email не будет опубликован.

Войти