«По следам Баяна»: две рецензии

Ант Владимир «По следам Баяна. Стихи и поэмы», — Сан-Франциско, 1977.

Газетные вырезки с этими двумя рецензиями были вложены в книгу Владимира Анта «По следам Баяна», имеющуюся в моей коллекции. Информацию об этой книге, содержащей автограф автора, я недавно добавил на сайт. Недолго поразмышляв, решил опубликовать у себя на сайте еще и текст данных рецензий. Подталкивает меня к публикации и тот факт, что раз уж волею судьбы эти вырезки сохранились и попали в мои руки, значит это произошло не вполне случайно.  Так пусть возможным исследователям они станут доступны! Судя по всему, обе рецензии были опубликованы по горячим следам, сразу после выхода книги В.Анта в 1977 г. Где была опубликована статья Эммануила Штейна неизвестно. А вот статья проф. М.Губерта явно была опубликована в газете «Русская жизнь» (г. Сан-Франциско), сотрудником которой автор рецензии являлся. Кстати, именно проф. Михаил Алексеевич Губерт (20.08.1893 — 19.02.1983) был автором предисловия к книге «По следам Баяна». При этом тексты предисловия и рецензии не дублируют друг-друга.

========================================

Э. Штейн «О новой книге Владимира Анта»

Лесные пожары бушуют сейчас по всей Калифорнии, многие заповедники объяты пламенем. В таком огненном обрамлении все богаче расцветает на калифорнийской земле… русская поэзия. Почти в одно и то же время три совершенно разных поэта выпустили сборники своих стихов: Странник – «Песню о русской любви», Автомонов«Грозди», и, наконец, Ант«По следам Баяна».

В истории поэзии нашего рассеяния творчество Владимира Анта занимает особое место. Палитра поэта, его выразительные средства и тематическая многоплановость раскрывают перед читателями неисчерпаемые возможности поэтического переосмысления окружающего нас мира. Лире поэта «все возрасты покорны»: поет она для малышей в прекрасной сказке в стихах «Мал-Кок-Тит», изданной в 1966 году. Те, кого манят к себе заоблачные выси, и те, кто наслаждается земным, найдут для себя многое в книге Владимира Анта «Песни Космоса и Земли». Книга «Мои танки» — удачная попытка приобщения русской поэзии к силлабическому духу, благодарная дань японской лирической танке, которая в славянской «инструментовке» приобрела под пером Анта новое звучание и манящую прелесть отточенного лаконизма.

В своей новой книге «По следам Баяна» поэт обращается к славным страницам истории России, создает поэтическую галерею образов тех, кто навсегда стал символом русскости, величия национального духа.

Здесь портреты Пушкина и Достоевского, Петра Великого и драматурга Островского. Поэт рисует бессмертных сдержанными мазками; восхищение ими не перерастает в ложно понятый патриотизм. Достижения России принадлежат не только русским, но всему человечеству – таков лейтмотив этих поэм. Свидетельство тому – эпилог поэмы «Достоевский»:

В тумане севера, как тень богатыря!
И кажется, что камни все на Невском
Уже столетия с волненьем говорят
О жившем тут когда-то Достоевском…

Потому что:

Он тайну человека постигал,
Раздвоенность присущую сознанью,
И сквозь волшебный показал кристалл
Весь путь от «Преступленья» к «Наказанью».

Во второй части книги – «Наша романтика» — включено стихотворение «Ищите красоту», которое следует рассматривать как эстетическое кредо Владимира Анта.

Ищите красоту в прибое океана,
В полете журавлей, в парении стрекоз,
И в брызгах радужных искристого фонтана,
И там, где жар пустынь и где парит мороз.
Ищите красоту не только там, где чисто,
В полотнах Рубенса, и в пушкинских стихах,
В скульптурах Фидия, в огне рапсодий Листа,
Но даже средь руин, где пауки и прах…

И даже если это кредо некоторым читателям покажется консервативным, оно все же свидетельство глубоких эстетических поисков Анта, которые, в плане терпимости к другим позициям, выгодно отличаются от утверждений, что модернизм – это фашизм. Кстати, изредка подобные утверждения, к сожалению попадают на страницы эмигрантских изданий.

Сонет у поэтов диаспоры переживает эпоху Реннесанса. В.Ант обращается к сонету, чтобы рассказать о друге человека – собаке.

Собаке посвящали свои стихи многие поэты, но 12 сонетов о четвероногих в одной книге рецензенту встречать не доводилось. Есть в «По следам Баяна» сонеты об овчарке и таксе, дворняжке и борзой, самоеде и фокстерьере, сенбернаре и сеттере. Сонет «Пудель», пожалуй, один из самых удачных из всей «собачьей» серии:

Постриженный обычно подо льва
И с кистью на хвосте и с львиной гривой,
С наружностью изящной и красивой
Умнейшая собачья голова!
Недаром, в цирке прыгая игриво
Он понимает клоуна слова,
Сквозь обруч огненный пройдя едва,
Проносится стремительным порывом.
Наездник он, жонглер и акробат,
И циркачу талантливый собрат!
Недаром, и коварный Мефистофель
Под видом пуделя ходил подчас,
Скрывая свой неповторимый профиль
Собачьей шкурой и мороча нас…

Классическая сонетная форма требует от ее создателя филигранной работы, а это не всегда удается. Встречаются и у Анта погрешности: в сонете «Бульдог» цезуру следовало бы «выпрямить», да и тавтологии можно бы избежать. Это, конечно, чисто технические мелочи, которые не уменьшают теплоты всего цикла.

Заканчивает Владимир Ант «По следам Баяна» американскими «мелодиями». Поэт пишет о своей новой родине, Америке, давшей русским изгнанникам веру в будущее.

Когда поэт поет свои «Гавайские мелодии» или рассказывает о «Полинезийском центре», ему, как и Елагину, «нравится чужая сторона». И все же:

И я забыть ее не в силах
И жадно к ней всегда тянусь…
Быть может, в современных жилах
Еще течет былая Русь…

========================================

Проф. М.Губерт «КНИЖНАЯ ПОЛКА: Владимир Ант ‘По следам Баяна’ стихи»

«Все смолкли слушают Баяна»
А.С. Пушкин

Недавно вышла из печати четвертая книга стихов нашего талантливого калифорнийского поэта Владимира Анта.

Если в первых трех книгах уже намечался своеобразный и оригинальный характер его творчества, то в этой книге он встает, так сказать, во весь свой рост.

В рецензируемом сборнике три раздела. В первом из них названном «Портреты Бессмертных», автор выступает в оригинальном жанре романсированных биографий, родоначальником которого, но только в прозе, является знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг. Делая примерно тоже в стихах, Ант отнюдь не пишет «рифмованной прозы». Нет, это подлинно поэтические произведения, основанные на строго продуманном историческом материале. Из них особенно сильно сделана поэтом повесть о Достоевском, этой исключительно гениальной, но и исключительно трагической личности, вошедшей с таким блеском в русскую художественную литературу. И наш поэт говорит о нем:

Все творческие силы посвятил,
В расцвете богоборческого века,
Борьбе за личность и за то чем жил –
Духовную природу человека!..

А в эпилоге к этой поэме Ант находит вдохновенные слова:

И времени растапливая лед,
До тонкостей изучен и разобран
Из недр культуры русской восстает
Его такой неповторимый образ.
В тумане севера как тень богатыря!…

Вторая поэма – «Драматург Островский» тоже интересный опыт стихотворной характеристики писателя и он вполне удался нашему поэту. Нарисованный им образ великого основоположника русской драматургии чрезвычайно ярок и красочен. Также прекрасно сделана и поэма – «Русский гений – Пушкин» и особенно её последняя глава, поражающая своим трагизмом. Четвертая поэма этого цикла – «Великий Пётр», посвященная трехсотлетию со дня рождения Великого Преобразователя Государства Российского. Достойно удивление, что перечисление давно прошедших исторических событий можно облечь в такую высокохудожественную и увлекательную форму. И внутреннее содержание, и литературное оформление этой поэмы стоит на должной высоте. Вот, например, что пишет автор о петровских реформах:

Вышли реформы из нужд государства.
Требовал роста великий народ.
Тесные шубы былого татарства
Не допускали движенья вперед.

Или о международном положении конца XVII века:

Словно медведица в затхлой берлоге
В сладкой дремоте лежала Москва…
Месяц вздымался турецкий, двурогий,
Длилось рычание шведского льва!

Или такой образ:

И раскаленные струи металла
В жилы России вливались как кровь.

Хочется привести и эффектное окончание этой красочной поэмы:

От Петербурга до дальней Камчатки
Сквозь три столетья простерлась, храня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня!..

Последняя и самая большая поэма первой части сборника, о Христофоре Колумбе, под названием «Колумбиада», посвященная годовщине сорока дюжин лет со дня открытия великим мореплавателем континента, на котором мы сейчас имеем удовольствие жить.

Он плыл во мглу, Великий Генуэзец,
Туда где солнце поглощает ночь.

Начинает автор и с большим искусством ведет читателя по следам гениального мореплавателя, не давая ни на одну секунду ослабевать его вниманию. Несмотря на то, что произведение полно исторических фактов, его ни в коем случае нельзя назвать «историей в стихах», так как история является в нем лишь фоном, на котором автор с огромной экспрессией, силой и выразительностью рисует трагедию человека, посвятившего всю свою жизнь одной идее, добившемуся с великими трудностями ее осуществления, но не получившего за это должной награды ни при жизни, ни после смерти.

О бедный Христофор, при жизни обойденный,
Не награжденным был за блеск своих побед
И после смерти кличкой незаконной
Был назван твой огромный Новый Свет.

— подводит автор итог этой трагической повести. Великолепно сделан портрет самого Колумба, этого титана у ног которого в бессильной злобе копошатся черные змейки зависти, старающиеся побольнее укусить его. Все поэмы этого цикла написаны прекрасным языком и полны блестящих метафор и художественных образов.

Второй раздел этого сборника называется «Наша романтика».

Свое поэтическое кредо поэт полностью раскрывает в первом стихотворении – «Ищите Красоту!» которое в сущности определяет все идейное содержание этой книги. Эту красоту, говорит поэт, надо искать и видеть не только в музеях Лувра или Эрмитажа, не только в красоте архитектурных ансамблей, но и в каждом цветке, в каждой травке, в каждой былинке, ибо в природе все прекрасно и все гениально сотворено ее Великим Зодчим. «Со премудростью сотворил еси», говорится в наших церковных песнопениях.

Несколько неожиданно выглядит следующая за этим фантастическая поэма – «Комета» рисующая апокалипсические картины ожидающейся гибели земли от столкновения с гигантской кометой. Но автор видит в этом лишь грозное предостережение:

И было ли то Земле предупрежденье?
Иль праведник о ней молился в страшный час?
Но кто-то отклонил смертельное движенье
И Землю грешную от верной смерти спас!

Следующая за этим «Ночная Симфония», это песнь о звучаниях майской ночи и гармоничности ее, как частицы гармонии вселенной. Очаровательно звучит стихотворение: «Ночь», легкое и изящное. Несколько особняком стоит большая автобиографическая поэма «Исход из Старого Света». Написана она искренно, ярко, и несомненно правдиво. Она могла бы быть стихотворным человеческим документом пережитой нами, четверть столетия тому назад, эпохи. Но можно, пожалуй, упрекнуть ее в излишнем натурализме. Далее Ант обращается к своему излюбленному миру – «Животных Героев», который так воспел в своей предыдущей книге: «Песни Космоса и Земли». Поэмы: «Двугорбый», о верном верблюде и «Пингвины», об оригинальных птицах, живущих в южном полушарии и совсем не похожих на птиц. Эти вещи трогательны и возбуждают чувство любви к нашим меньшим, четвероногим и крылатым братьям. Заканчивается эта часть сборника дюжиной «Собачьих сонетов», о двенадцати породах собак. Этот цикл на столь же высоком уровне, как лучшие стихи автора, о животных.

Третий раздел книги назван: «Песни бриза» и это название полностью соответствует содержанию. Это песни о побережьях теплых морей, где автор обыкновенно проводил свой отпуск. Первая часть цикла называется «Флоридские мелодии», вторая «Гавайские мелодии» и каждая состоит из восьми произведений. Из них следует отметить поэму: «По воздуху к теплу», которой начинается первая часть. Поэма является художественным описанием воздушного путешествия на современном гигантском самолете. Точность деталей может подтвердить каждый совершивший такое путешествие. Кончает автор словами:

Икар предчувствовал тысячелетий быль
Как чудо техники теперешнего века,
За сотни три минут на тридцать сотен миль!

указывая на первоисточник современных авиационных достижений. Но особенно интересно и хорошо сделано следующее, чудесное стихотворение, «Затхлые отели». Это тонкое, поэтическое проникновение в ушедшие времена, оставившее в старых отелях свои неизгладимые следы. Я уже писал об исключительном умении Анта описывать природу. Под его пером она оживает и, читая его произведения, вы буквально видите перед собой все то, что живописует вам автор. Это полностью относится к стихотворениям этого цикла, «Флоридское утро», «Флоридский вечер» и «Циклон» из которого хочется привести описание тропического ливня:

И с лилового неба обрушилась мощь
Водяная, как виделось Ною:
Водопад! Водомет! Водосброс! А не дождь
Навалился тяжелой стеною.

Затем, повесть о редком зверьке – броненосце под названием «Армадило». Вдохновенно и прекрасно звучит гимн природе в стихотворении «Зов естества». С настроением написано коротенькое стихотворение: «На сваях».

Вторая часть этого раздела, как показывает название: «Гавайские мелодии» написана под впечатлением Гаваев и начинается с поэмы «Пирл Харбор», этой глубоко трагической повести начала тихоокеанской войны. Очень ярко и красочно выглядит поэма: «Вайкики», которую автор заканчивает восторженными словами:

О, славный город Гонолулу!
Как славен островной напев,
Где плавно пляшут гулу-гулу
Шеренги смуглолицых дев.

Стихотворения: «Ночная жизнь», «Островитянка», «Международный базар» и «Доски прибоя» колоритные картинки гавайского фольклора. Следует особо отметить вдохновенную поэму – «Полинезийский центр», воспевающую красочный, поэтический полинезийский народ, населяющий Гавайские острова. И наконец, последнее стихотворение этого сборника – «В темноте» говорит о том, что созерцание великолепия Великого Божьего Мира приводит к мыслям о Создателе и автор заканчивает словами:

А душа жаждет Бога,
А душа ждет ответа…

В заключение нужно сказать, что книга имеет 110 страниц, она изящно и со вкусом оформлена. Маленькие иллюстрации к поэме «Колумбиада» взяты из книг конца XV века, современных путешествию Колумба. Стоимость сборника 4 дол. С пересылкой, что по нашим временам весьма скромно.

И я от всей души желаю успеха новой книге Анта, потому что она этого вполне заслуживает.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Заполните все поля, чтобы оставить отзыв. Ваш email не будет опубликован.

Войти