Соловьев В., Клепикова Е. «Довлатов вверх ногами»

Соловьев В., Клепикова Е. «Довлатов вверх ногами», — Москва: Коллекция «Совершенно секретно», 2001, 192 стр.

Вслед за «мемуаром» Валерия Попова решил прочитать еще одну книгу о Довлатове, о которой слышал весьма неоднозначные отзывы. Книжка эта — двухчастная. Первая часть — «документальная», вторая — «художественная». При этом, и от той и от другой остается довольно странное ощущение. Соловьев с Клепиковой действительно довольно хорошо знали Довлатова еще с питерских времен, а в Нью-Йорке так и вовсе были соседями. В этом смысле, открывающий книгу «Разговор соавторов», а также «Довлатов на автоответчике» и «Трижды начинающий писатель» содержат определенные небезынтересные оценки, а также описание каких-то эпизодов из жизни героя и его окружения, на которые авторы имеют некоторый мандат по праву очевидцев. Но нужно заметить, что концентрироваться они предпочитают на том, что представляет фигуру Довлатова как писателя-середняка, человека без всякого личного шарма, упирая, что именно так  он сам к себе и относился.

А вот вторая, «художественная» часть меня совсем озадачила. Документальный жанр все же удерживал авторов в поле реальных событий. Назвав последующие произведения — «Призрак, кусающий себе локти» и «Post Mortem» — повестями, повествование в которых ведется от имени неких придуманных персонажей, В.Соловьев дал себе волю высказать о своих героях, в первую очередь о Довлатове и Бродском, которые названы, фактически, реальными именами, все то, что по-видимому не решался сказать прежде. С художественной вещи взятки гладки. Здесь буйная фантазия может проявиться во всю ширь, сюда можно слить все свои комплексы и обиды, а заодно немного потоптаться по большой и неуклюжей фигуре Довлатова, лишь после смерти ставшего знаменитым писателем. Ровно то же отношение продемонстрировано и к пишущему «стишата» «нобелиату» Бродскому. В общем, я бы посоветовал рассматривать «Довлатова вверх ногами» не как книгу об этом писателе, а скорее как книгу про то, о чем судачила, обсуждая его, эмигрантская публика.

Несколько удивило меня и посвящение: «Лене Довлатовой посвящают авторы эту книгу о ее муже — с благодарностью за помощь». Я бы не обратил на эти слова особого внимания если бы не тот факт, что именно Елена Довлатова запретила Валерию Попову, автору довольно добродушной книги о Сергее Донатовиче, использовать в ней какой либо фотоматериал, а также цитировать дневники и письма Довлатова. При этом, как видим, куда более спорная книга В.Соловьева и Е.Клепиковой не только снабжена большим количеством фотоиллюстраций, но и освящена именем вдовы писателя, помогавшей авторам в работе над ней. Чудеса, да и только!

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Заполните все поля, чтобы оставить отзыв. Ваш email не будет опубликован.

Войти