Валерий Золотухин «Знаю только я»
Валерий Золотухин «Знаю только я», Москва, Вагриус, 2007, 528 стр.
История «Таганки» меня давно интересовала: легендарные актеры, великий, как утверждалось, режиссер, знаменитые спектакли («Гамлет», «Живой», «Жизнь Галилея» и др.). В этой связи, разумеется, я был наслышан и о дневниках В. Золотухина. Говорили, что при первой публикации они вызвали скандал. Чтобы лучше разобраться в истории театра, а также из первых уст узнать больше о личности Высоцкого взялся я за эту книгу.
Увы, она хотя и дает общее представление о «Таганской» жизни, но в целом мало что объясняет. Высоцкого в дневниках много, но личность его пунктирна и совершенно не выпукла. Тот же Ю. Любимов дан резче, отчетливее. Возможно потому, что для прекрасного актера В. Золотухина именно режиссер, несмотря на все обиды на него, являлся стержневой основой театра. Высоцкий хотя и работает с автором вместе, но основная жизнь его явно протекает вне театра. О задушевных разговорах с ним упоминаний немало, но вот реальных диалогов, прямой речи живого человека Владимира Семеновича в дневниках почти не встретишь. Зато автор подробно записывает все отзывы окружавших его людей о себе и своей работе. Наверняка именно это для него и было самым важным. Но такая сконцентрированность на своей персоне к сожалению оставила за рамками дневника то, чего мне хотелось бы получить от этих записок, как читателю – взгляд человека и художника на личности окружавших его людей, многие из которых составили цвет нашего искусства.
Содержание дневников, правда, проливает свет и делает совершенно предсказуемым и понятным недавний конфликт Любимова (2011) с труппой театра. Он всегда, начиная с 1960-х, относился к актерам, как к материалу, объекту, а не субъекту своей работы.
Интересным для меня было и упоминание Золотухиным эпизодов, связанных с моим хорошим знакомым Валерием Ивановым-Таганским. В 2009 году РКШ проводил в Шанхае его творческий вечер. Вот несколько отрывков из дневников:
«1971. 19 апреля. Был за это время один хороший день – встреча с Ивановым (он был первым исполнителем роли Лаэрта в спектакле «Гамлет» — М.Д. ). Много мы с ним переговорили, передумали. Я открыл ему карты, что не хочу играть Лаэрта: лавров это мне не принесет, а время терять не хочу, образ завязывается неинтересно, драки не будет и т.д., думаю выйти из этой игры… «Как думаешь?» И тут Валерик мне сказал несколько слов убедительных:
— Ты должен играть Лаэрта. Ты не должен разрушать тобой же созданный тип, характер, подход и взгляд на дело. Ты в наших глазах пример – волевой, дисциплинированный, удивительно работоспособный. Ты артист-работник, у тебя учатся, тебе подражают… Ты не можешь отказаться, ты выполняешь всякую порученную тебе работу на самом высоком уровне. Я считаю, что настал момент, когда Иванов должен потесниться и уступить премьеру Золотухину… А там уж видно будет…» (стр. 215).
«1971. 25 июня. Прогон «Гамлета» для умных людей. Много разговоров – «Лучший спектакль… Замечательные актерские достижения» — дифирамбы, дифирамбы… Мне понравился Иванов – Лаэрт, я так и не репетировал… У него физика преобладает… Очень точный рисунок, ни сантиметра в корзину…» (стр. 217).
«1971. 30 сентября. Киев. «Гамлет» в буфете… Я не принимаю участия. Счастливый соперник – Иванов, писатель, инженер человеческих душ… он хорошо играет Лаэрта…» (стр. 219).
А в целом дневники огорчили зацикленностью В.Золотухина на собственной персоне, собственном творчестве. Неужели большой талант вправе не замечать тех, кто рядом?