Одоевцева Ирина «На берегах Невы»
Одоевцева Ирина «На берегах Невы», — Москва: Художественная литература, 1989, 336 стр.
«На берегах Невы» — это, в первую очередь, книга о Гумилёве. Конечно, Одоевцева с присущей ей живостью дает здесь широкую палитру творческих, и не только, портретов основных литературных деятелей эпохи: от Мандельштама и Кузьмина, до Блока и Сологуба, от Анненкова и Лозинского, до Ахматовой и Ремизова. Но именно Гумилёв здесь настоящий и безусловный главный герой. Причем он главный герой не только этой книги, но и, пожалуй, главный герой всей жизни Ирины Одоевцевой, даже несмотря на её брак с Георгием Ивановым.
«Ученица Гумилева» — ключевая сентенция, суть самопределения и самоощущения автора. Именно отсюда родилось и выросло явление по имени Ирина Одоевцева. Конечно, начинала она как поэт, как автор отмеченной К.Чуковским и другими современниками «Баллады о толченом стекле». Думаю, что прирожденная картавость, а особенно бант сразу выделяли ее среди других молоденьких девочек, пишущих стихи: «Ни Гумилёв, ни злая пресса / Не назовет меня талантом. / Я маленькая поэтесса / С огромным бантом». Но настоящую славу ей принесла все же не поэзия, а именно вот эти самые беллетризованные мемуары. Думаю, именно они окончательно ввели Одоевцеву в каноничный круг представителей «серебрянного века».
Правда, было еще одно обстоятельство, которое навсегда отличило Ирину Одоевцеву от всех её знаменитых сверстников. Ей, единственной из этой плеяды, довелось вернуться на Родину. Причем вернуться не стихами, а лично. Вернуться в тот самый город, из которого она уехала в 1922-м году в эмиграцию, продлившуюся долгие 65 лет! И еще одна удача! По возвращению ей удалось найти в современной России своего читателя. Ведь её книги — «На берегах Невы» и «На берегах Сены» были изданы по-настоящему массовым тиражом — в 250 тыс. экземпляров и вызвали неподдельный интерес читающей публики. Кому еще из эмигрантских авторов, лишь мечтавших о России будущего и своем литературном признании на родине, так посчастливилось?!
А мне, в свою очередь, посчастливилось прочитать книги Ирины Одоевцевой написанные ярко и талантливо. И пусть кто-то сомневается в точности сохранившихся в её памяти длинных диалогов с давно ушедшими в мир иной людьми. Ценность воспоминаний от этого не меркнет. Пусть, даже, Ирина Одоевцева реконструировала и дополнила ту самую реальность. Что из того? Сделала она это довольно тактично и с добрым сердцем. И это, пожалуй, главное!