Синкевич Валентина «Мои встречи: русская литература Америки»
Синкевич Валентина «Мои встречи: русская литература Америки». — Владивосток: Рубеж, 2010, 384 стр.
Книгу эту я купил летом 2011 года. К тому времени моя коллекция была уже почти сформирована, поэтому, не скрою, я был просто поражен, когда сняв с полки книжного магазина на Светланской во Владивостоке «Мои встречи», в оглавлении увидел столько таких знакомых, и уже ставших к тому времени родных для меня имен.
В этой книге яркого представителя второй волны русской эмиграции Валентины Синкевич собраны статьи, эссе и воспоминания о писателях русской Америки: Лидии Алексеевой, Юрии Иваске, Ираиде Легкой, Борисе Нарциссове, Андрее Седых, Игоре Чиннове, Ольге Анстей, Иване Елагине, Вячеславе Завалишине, Олеге Ильинском, Николае Моршене, Леониде Ржевском, Татьяне Фесенко, Борисе Филиппове, Иосифе Бродском, Науме Коржавине и др. А ведь книги с автографами именно этих авторов о которых так ярко и увлекательно рассказала В.Синкевич и хранятся у меня.
Книга эта не просто стала ценнейшим моим подспорьем при работе над сайтом «Коллекция русского шанхайца», но в некотором смысле подтолкнула меня к его созданию, и позволила в окончательном варианте сформулировать его концепцию (основную идею), которая состоит не столько в том, чтобы представить то или иное редкое издание, сколько в том, чтобы каждое из этих изданий явилось поводом для разговора о том или ином авторе, позволило напомнить о тех из них, кто сейчас, возможно, не столь известен, чтобы эти документальные свидетельства стали поводом для серьезного разговора о русской эмиграции. В общем, без преувеличения, книга В.Синкевич стала для меня «настольной». Я часто к ней возвращаюсь, а некоторые эссе из нее опубликовал на этом сайте.
Практически со всеми «героями» книги автор была знакома. И ее личное доброе отношение к этим людям иногда не позволяет получить более «объемное» представление о них. А ведь некоторые представители «второй волны» эмиграции прошли свой путь идя на многие компромиссы, в том числе и с собственной совестью. Не мое дело судить их, но я осознаю, что истории, рассказанные В.Синкевич, иногда требуют дополнения. Но сказанное совсем не отменяет моего восхищения и благодарности за тот труд, который Валентина Алексеевна осуществила.
И напоследок замечу, что меня, как библиофила, приятно «зацепила» любовь В.Синкевич к старым книгам. С каким трепетом она к ним относится, как «вкусно» о них рассказывает. Это чувство сквозной нитью идет сквозь все эссе и, безусловно, я ощутил в авторе этой книги «родственную душу».